Музыкальные театры

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ В СИБИРИ. Светские муз. театры в Сибири появились во 2-й пол. XVIII в. (Омск, Барнаул, Тобольск, Иркутск, Красноярск). Полупрофессиональные коллективы (приезжие труппы и мест. любители) ставили драм. и муз. спектакли волшебные, народно-бытовые, комические, фарсовые и др. произв. рус. и зарубеж. авторов. В репертуаре Тобол. театра в кон. XVIII в. значилось 35 опер.

В 1-й пол. XIX в. расширяется круг участников муз.-обществ. деят-ти, активизируется самодеят. творчество. Действовали любит. театры в Барнауле, Омске, регулярно устраивались концерты, литературно-муз. вечера, любит. спектакли в Тобольске, Иркутске, Минусинске, Канске и др. Репертуар включал произведения проф., любительского (в т. ч. соч. местных авторов) и нар. творчества. В Сиб. исполнялись в основном те же проф. муз. соч., что и в Европ. России.

По сравн. с XVIII в. отмечалось некот. снижение доли произв. оперного жанра и рост числа водевилей. Существенное развитие муз.-театр. деят-ти в регионе происходит во 2-й пол. XIX в. Растет количество проф. трупп, как приезжих, так и сформиров. мест. антрепренерами. Муз. спектакли, наряду с оперными и муз.-драм. труппами, продолжали ставить и драм. коллективы (водевили, оперетты). В Омске в 1880 90-е гг. звучали оперы «Демон», «Кармен», «Аида», «Евгений Онегин», «Травиата» и др. В Красноярске в 1897 (оперно-оперет. труппа В.И. Розанова) ставились оперы «Фауст», «Самсон и Далила», «Паяцы», «Трубадур», «Русалка», «Жизнь за царя», «Мазепа» и др., оперетты. В Томске силами местного Т-ва артистов (орг. в 1885) ставились оперы и сцены из опер, в частн., «Дочь полка» (1888), «Трубадур», «Кармен», «Фауст» (сезон 1891/92).

С 1896 в течение ряда сезонов в Томске работала муз.-драм. труппа Н.А. Корсакова, поставившая множ. опер и оперетт (в 1897/98 – 20 опер, в 1899/1900 – 33 оперы и 12 оперетт и т. д.). В 1900 1910-е гг. лидирующие позиции в муз.-театр. жизни региона занимал Иркутск, где каждый сезон звучали оперы и оперетты в хорошем исполнении (солисты, оркестр, хор). Сиб. репертуар включал ок. 60 рус. и зарубеж. опер, отличавшихся жанровым и стилистич. разнообразием (большая опера, камерная, классическая, лирическая, романтическая, бытовая, комическая, героико-эпическая, муз. драма и др.). Исполнялись как соч. кон. XVIII в. («Ямщики на подставе»), так и новейшие произв. кон. XIX в. Отсутствовали оперы Мусоргского, редко исполнялся «Князь Игорь» Бородина, не исполнялась «Свадьба Фигаро» Моцарта. В нач. ХХ в. значит. часть оперного репертуара составляли произведения отечеств. композиторов. В кон. XIX – нач. ХХ в. в сиб. муз.-театр. деят-ти наблюдалось явное стремление преодолеть тягу мест. общества к развлекательности, обращение к серьез. искусству, вершинам оперного жанра («Отелло», «Пиковая дама»), попытки постановок больших опер («Гугеноты». «Аида», «Мазепа»), хотя публика предпочитала водевили и оперетты. Разнообразным был опереточный репертуар («Цыганский барон», «Корневильские колокола», «Периколла», «Боккаччо», «Продавец птиц» и др.). Часто ставилась, в т. ч. любительскими коллективами, «Аскольдова могила» Верстовского.

В Красноярске в 1905 силами любителей поставили «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского. Процесс формирования проф. муз. театра в совет. период шел от передвижных, гастрольных коллективов к театру на стационар. основе. В нач. 1920-х гг. в Сибири предпринимаются попытки создания гос. муз. театров. Первым стал Сибирский государственный оперный театр (Сибгосопера, 1920 1934), организ. в Омске, но работавш. в основном (с 1922) в Новониколаевске (Новосибирске). Оперные труппы, возникшие в др. городах, как правило, в составе муз.-драм. театров, вскоре закрылись из-за отсутствия финансирования в связи с эконом. кризисом первых лет нэпа. На смену им пришли врем. оперные труппы, существов. один три сезона. Исполнялись в основном популяр. произведения рус. и европ. оперной классики, оперетты. В Красноярске оперной труппой, работав. в составе 1-го совет. театра (1920-22), ставились сцены из опер, оперетты, давались симф. концерты. Несколько спектаклей поставила оперная труппа, создан. П.И. Словцовым. В 1924 на ее основе был организован «Трудовой оперный коллектив» (ок. 100 чел.), работав. один сезон (44 спектакля). В кон. 1920-х гг. оперные спектакли в Красноярске ставились по инициативе местн. Филармонич. общества с участием приглаш. из др. городов солистов.

В Иркутске, где в годы гражд. войны сосредоточились значит. оперные силы, было организовано Т-во оперных артистов (с янв. 1920 «Русская опера. Кооперативное т-во под управлением М.К. Максакова»). Этот коллектив (солисты, хор, оркестр – св. 100 чел.), составивш. основу оперной труппы Народного дома, успешно работал три сезона.

В Томске в 1920 22 существовала оперная труппа при гарнизонном клубе, дававшая в месяц 10 оперных спектаклей и 6 концертов. С 1926 в течение трех сезонов в городе работала «Сезонная оперно-опереточная труппа» (артисты Томска и Самары). В ее репертуаре значилось 17 русских и 19 зарубежных опер, 10 оперетт, несколько балетов. В 1920 30-е гг. активно участвовали в муз. жизни своих городов муз. учеб. заведения (техникумы) Омска, Красноярска, Томска. В 1930 -32 гг в Томске работала оперная труппа, в спектаклях к-рой участвовали студенческий хор и симф. оркестр муз. техникума. Наряду с популяр. классикой, ставились соврем. оперы («Орлиный бунт», «Прорыв», «Хозяин и работник»), балеты «Корсар» и «Красный мак».

Омский муз. техникум с кон. 1920-х гг. (после создания симф. оркестра), наряду с вечерами оперных сцен, стал ставить оперные спектакли («Борис Годунов», 1930). В нач. 1930-х гг. в Омске пытались создать синтетический театр, в к-ром могла бы ставиться драма, опера, балет («Сибирский театр актерского мастерства», гл. реж. В. Торский). Но в 1936 театр был преобразован в обл. драматический. Важную роль в пропаганде оперного искусства, в частн. в Новосибирске и Иркутске, играли радиокомитеты, при к-рых создавались симф. оркестры и оперные труппы. В репертуаре оперной студии Иркут. радиокомитета (1935 38) было 12 опер. Спектакли проходили в помещении драм. театра, раб. клубов, транслировались по радио. Значит. место в репертуаре оперных трупп в 1920-е гг. занимала оперетта. Опереточ. труппы входили в состав оперных коллективов, в частн. Сибгосоперы (в 1929 оперетта стала самостоят. гастрольной труппой). В Томске некот. время (кон. 1919 20) существовал театр муз. комедии. В 1920 1930-е гг. спектакли оперетты в сиб. городах ставились в осн. гастролир. и врем. (сезонными) труппами.

Первым за Уралом гос. театром оперетты стал Хабаровский краевой театр муз. комедии, отметивший в окт. 2006 свое 80-летие (открылся в 1926 как театр «комической оперы», с 1933 Хабар. краев. муз. театр). В 1941 начал работу театр муз. комедии в Иркутске. В 1931 в Новосибирске началось строительство Дворца науки и культуры (см. Новосиб. гос. академ. театр оперы и балета, здание), сыгравш. больш. роль в процессе развития сети муз. театров в регионе. Первоначально предполагалось создание комплекса, включавш. театр массовых действий, концерт. зал, музей, картин. галерею и т. д. В 1935 принято решение о стр-ве обычного оперного театра, завершение к-рого, после ряда отсрочек, намечалось на авг. 1941. В 1939, в связи с ожидавш. окончанием стр-ва здания театра, был организован Новосибирский обл. оперный театр, основу труппы к-рого составили артисты Новосиб. радиокомитета и оперно-балет. труппы Челябинска. Гл. реж. И.И. Волчек, гл. дирижер – Н.И. Родзиевский, балетм. – Г.И. Язвинский, хормейстер – В.Г. Бричевский. В труппе 40 солистов, хор (60 чел.), балет (40 чел.). Первым спектаклем стала «Кармен» (премьера 23 марта 1939 в Томске). Из-за отсутствие помещения театр работал в режиме гастролей в Томске, Иркутске, затем (с весны 1940 до нач. 1941) в арендован. помещениях в Новосибирске. За 1939 40 поставлено шесть опер («Кармен», «Чио-Чио-Сан», «Травиата», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», «В бурю»), балет «Корсар». С января 1941 труппа перебралась в собств. здании, хотя оборудование сцены не было закончено. 25 янв. 1941 в зрит. зале театра на врем. подмостках состоялось концерт. исполнение оперы П. Чайковского «Иоланта». В течение след. пяти м-цев подготовлены и показаны еще несколько опер и оперетт. В годы войны в театре были сформированы концерт. бригады, выступав. на призывных участках, в воинских частях, госпиталях и т. д. В здании театра работали многочисл. творчес. и произв. учреждения, проектные и научно-иссл. институты, размещались фонды Гос. Третьяковской галереи, Гос. музея этнографии, Ленигр. артиллерийского музея, фрагменты Севастопольской панорамы и др. В нояб. 1942 открылся для концерт. деят-сти, несмотря на незавершенность сцены, большой зрит. зал. В февр. 1944 первая очередь здания передана дирекции театра. Возобновилась работа по формированию труппы, при театре были созданы хоровая и балетная студии (март 1944).

Официальное открытие Новосиб. оперного театра состоялось 12 мая 1945 (см.: Новосибирский гос. академический театр оперы и балета).

В годы войны в Сиб. были эвакуированы худож. коллективы (Ленингр. филармония, драм. и муз. театры), деят-сть к-рых оказала существен. влияние на формирование муз. культуры городов, где они размещались. В Красноярске работал Объединенный Днепропетр. и Одесский оперный театр, в Иркутске – Киевский театр оперы и балета, в Омске – Сталингр., в Кемерово – Москов. театры оперетты и т.д.

В 1940-х гг. в Сиб. появилось несколько стационар. муз. театров: оперные в Новосибирске (1945) и Улан-Удэ (1949, см. Бурятский гос. академический театр оперы и балета), муз. комедии в Красноярске, Кемерово, Омске. Красноярский краевой театр муз. комедии (1944 1950) организован на базе эвакуир. в Сибирь ансамбля оперетты Всесоюз. гастрольно-концерт. Объединения. Открылся в нояб. 1944 опереттой И. Кальмана «Марица». Проработал шесть сезонов, закрыт в 1950.

Новые театры муз. комедии в регионе возникают в кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. в Томске (Северск), Новосибирске, Барнауле (Алтайский), два театра в Красноярске. В 1978 открывается Красноярский гос. театр оперы и балета (см.). Развитие муз. театра в нац. республиках начиналось в 1930-е гг. с постановки отдельных муз.-драм. спектаклей в нац. драм. театрах, создания муз.-драм. коллективов. Более последовательно развивался процесс в Бурятии, где в 1939 был организован муз.-драм. театр, на базе к-рого спустя 10 лет создан оперный театр. Более противоречиво и сложно происходило становление муз. театра в Якутии. В Якутске существовал муз. театр-студия (1944 48), восстановл. в сер. 1950-х гг. как муз.-драм. театр. В 1971 на его основе создан Гос. муз. театр, преобразованный в нач. 1990-х гг. в театр оперы и балета (см.: Гос. театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)). Ряд реорганизаций пережил Тувин. театр. Созданный в 1940 муз.-драм. театр-студия вскоре (1944) преобразован в Тувин. обл. драм. театр. В 1959 театр снова становится муз.-драм. (с 1962 – Тувин. республ. муз.-драм. театр). С кон. 1980-х – 1990-е гг. в деят-сти разл. фольклорно-этнограф. коллективов (проф. и самодеят.) большое место занимают театрализован. представления по мотивам нар. эпоса, посвящен. нар. обычаям, обрядам и т.д.

К нач. 1980-х гг. в Сибири работало 13 муз. театров 3 оперных (Новосибирск, Улан-Удэ, Красноярск), музыкальный (Якутск), муз.-драм. (Кызыл), 8 театров оперетты. В 1980 – 1990-е гг. часть театров муз. комедии стала музыкальными театрами в 1982 Омский, позже – Иркутский, Кемеровский и Томский (Северский) театры.

В 1988 открыт Хакас. муз.-драм. театр«Читiген». В 1991 преобразован в театр оперы и балета Якут. муз. театр. В нач. XXI в. в регионе 4 оперных театра, 4 музыкальных, 2 муз.-драм. (Кызыл, Абакан), 4 театра оперетты. Иркутский театр музыкальной комедии (ныне Иркутский гос. музыкальный театр им. Н.М. Загурского) создан в 1941 на базе Горьков. театра музкомедии, приехавш. сюда на гастроли. Организаторы театра – Л. Сагайдачный (первый директор), Ф. Блиц, первый гл. режиссер А. Орлов (до 1969). Первые спектакли – Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», «Холопка». В годы Вел. Отечеств. войны театр выступал с шефскими концертами в воин. частях и госпиталях, гастролировал по городам Сибири. Создан собств. спектакль – антифашистская муз. комедия «Под небом Праги» (муз. С. Заславского, автор пьесы П. Маляревский). Несколько спектаклей поставлено при участии находивш. в эвакуации в Иркутске Киев. оперного театра.

В послевоен. годы Иркут. театр выделялся профессионализмом труппы. При театре действовали двухгодичные хореограф. курсы. В репертуаре, наряду с классикой (И. Кальман, И. Штраус, Ф. Эрве и др.), было мн. произведений совр. композиторов И. Дунаевского, К. Листова, В. Баснера, Е. Птичкина и др. Ставились соч. сибирских (иркутских) авторов, напр., спектакль о строителях Иркут. ГЭС «Огни сибирские» (1956, муз. А. Кулешова, пьеса артиста театра Н. Каширского). В 1970-е гг. в репертуаре появились мюзиклы. В постановке мюзикла А. Кремера «Ваш покорный слуга» (впервые в России, 1981) участвовали звезды москов. оперетты Т. Шмыга и Ю. Веденеев. Поставлено несколько балетов («Бахчисарайский фонтан», «Корсар», «Эсмеральда»), оперы «Травиата» Дж. Верди (1968), «Алеко» С. Рахманинова (1978). В 1989 Иркут. музкомедия стала муз. театром, переехала в новое здание, где 1 янв. 1990 состоялась премьера оперы «Кармен» Ж. Бизе. В 2001 театру присвоено имя одного из ведущ. артистов и режиссера нар. арт. РСФСР Н.М. Загурского. В совр. репертуаре опера («Травиата», «Севильский цирюльник»), балет («Золушка», «Щелкунчик»), оперетта («Корневильские колокола», «Баядера», «Сильва», «Летучая мышь»), мюзикл («В джазе только девушки» Д. Стайна), рок-опера («Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова), муз. комедия («Проделки Ханумы» Г. Канчелли) и др. Театр гастролировал в разных городах страны, в т. ч. Москве. Мн. годы работали в театре гл. дирижер А. Кулешов, гл. балетмейстер Е. Эджубова, гл. художник Г. Будрин. В 2006 в составе труппы народные артисты России Е.К. Волошина, Н.И. Хохолков, В.А. Яковлев, заслуженные артисты России В.В. Варлашов, Е. Васильев, В.В. Попов, Е.В. Бондаренко, Н. Данилина, В.В. Дычинский, В.В. Лесовой, Н.П. Мальцев. Директор В.К. Шагин, гл. дирижер Н.Р. Сильверстов, гл. балетмейстер Л.Л. Цветкова, гл. хормейстер У.Ф. Чугуевская.

Кемеровский театр муз. комедии начал работать летом 1944 в Новосибирске (худ. руководитель Н. Волков), в марте 1945 переведен в Кузбасс в кач-ве Кемеровского обл. театра муз. комедии. Первые два сезона работал в Прокопьевске, с 1947 в Кемерово. До 1963 не имел своего помещения. В кон. 1940-х – 1950-е гг. существенно укрепляется труппа (за счет приехав. из Ташкента группы артистов и музыкантов), оркестр (гл. дирижер Е. Лугов, с 1952 по 1982), растет проф. уровень спектаклей. В репертуаре 1960 1970-х гг. преобладали произведения отечеств. композиторов И. Дунаевского, Б. Александрова, В. Соловьева-Седого, А. Рябова, Е. Жарковского, Ю. Милютина, О. Сандлера и др. Из классики шли оперетты И. Кальмана, К. Целлера, И. Штрауса, Ф. Эрве и др. В 1964 театр стал Театром оперетты Кузбасса, в 1996 – муз. театром. В 1999 Гос. музыкальному театру Кузбасса присвоено имя одного из ведущих артистов нар. арт. РФ А.К. Боброва. В совр. репертуаре – опера, мюзикл, балет, оперетта, муз. комедия. Постановки последних лет: оперы «Паяцы» Р. Леонковалло, «Ночь чудесных обманов» Г. Доницетти, балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, оперетты «Фиалка Монмартра», «Веселая вдова», мюзиклы «Целуй меня, Кэт» К. Портера, «Дон Сезар де Базан» Е. Ульяновского, музыкальные комедии «Ханума» (муз. Г. Канчелли), «Брак по-американски» (муз. В. Колло) и др. Театр гастролировал в разных городах страны. В 2006 в составе труппы нар. арт. РФ П. Карпов, заслуженные артисты России Н. Ярова, О. Павлова, В. Титенко, Е. Белов. Худ. руководитель и директор засл. раб. культуры РФ В.И. Юдельсон, гл. дирижер засл. деят. иск-в РФ В.Е. Ермошкин, реж. И.А. Каратаева, гл. хормейстер Н.М. Факторович, гл. балетмейстер Ю.Н. Писаревский. Омский гос. театр оперетты создан в 1947. Ядро труппы составили артисты Сталингр. оперетты, находивш. в Омске в годы войны, омские музыканты, артисты из др. городов. Основатели театра: директор А. Егентов, дирижер Д. Палей, режиссер. Н. Зеленин. Первый спектакль «Яблоко любви» Р. Хейфа и И. Луговского. За первые десять лет поставлено более 60 спектаклей. Театр приобрел широкую известность, много гастролировал по стране (трижды в Москве). Здесь были поставлены практически все лучшие советские оперетты, в т. ч. впервые ряд совр. произведений «Рассвет на реке» Е. Родыгина, «Особое задание» и «Василий Теркин» А. Новикова, «Сладка ягода» Е. Птичкина, оперетта-потеха «Левша» В. Дмитриева по пьесе В. Константинова и Б. Рацера, «Интервенция» Г. Гоберника и др. Классич. репертуар включал признан. образцы «новой венской оперетты» (соч. К. Миллекера, И. Штрауса, Ф. Легара, К. Целлера, И. Кальмана и др.). В 1982 Омский театр муз. комедии преобразован в муз. театр. Для театра построено специальное здание. Премьер. спектакль опера Т. Хренникова «В бурю» (постановка гл. режиссера театра А. Усубова), первый балет – «Тщетная предосторожность» Ф. Герольда, первая оперетта – «Дамы и гусары» Л. Солина. В репертуаре опера, оперетта, балет, мюзикл, водевиль. Театр активно сотрудничает с совр. отечеств. композиторами, проявляя особый интерес к постановкам, основан. на произведениях рус. литературы (Пушкина, Лермонтова, Тургенева). В классич. репертуаре оперы «Травиата», «Богема», «Севильский цирюльник», «Паяцы», «Евгений Онегин», балеты «Жизель», «Эсмеральда» (Ц. Пуни), «Дон Кихот», оперетты «Баядера», «Принцесса цирка» «Голландочка», «Цыганский барон» и др. В совр. реперутаре – муз. драма Е. Птичкина «Я пришел дать вам волю», «А зори здесь тихие» К. Молчанова, муз. трагикомедия В. Казенина «Забывчивый жених» (по Ф. Достоевскому), коми. опера Т. Хренникова «Золотой теленок», рок-балет А. Рыбникова «Юнона и Авось», оперетта Д. Шостаковича «Москва, Черемушки» и др. Руководство театра (2006): директор засл. раб. культуры Б. Роттберг, гл. дирижер Ю. Сонин, гл. хормейстер засл. раб. культуры Т. Боброва. В составе труппы, наряду с недавними выпускниками театрал. вузов, народные артисты России В. Шершнева, Г. Котов, В. Никеев, заслуженные артисты России Н. Блохина, М. Лаврова, Б. Шевченко, Э. Овчинников, Г. Салеидзе, И. Трусова, М. Багаев, Е. Шихова, О. Торопова, О. Карпович.

Томский театр музыкальной комедии (ныне Северский музыкальный театр) открылся в 1958 в Томске-7 как муз.-драм. театр спектаклем «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина. В 1968 переименован в театр муз. комедии, в 1993 – в муз. театр. Первый директор П.В. Волков, гл. режиссер Б.Ф. Зац, гл. дирижер Ю. Проскуров, гл. балетмейстер И. Брижинский. За годы работы поставлено ок. 300 спектаклей, в т. ч. более 120 оперетт и муз. комедий, 20 мюзиклов и водевилей. Наряду с изв. произведениями «легкого жанра» ставились оперы («Алеко» С. Рахманинова, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Мадам Батерфляй» Дж. Пуччини, «Травиата» Дж. Верди и др.), балеты («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича, «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно, «Красный мак» Р. Глиэра, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Чиполлино» К. Хачатуряна, «Эсмеральда» Ц. Пуни, «Кармен-Сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина и др.), рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова, популярные мюзиклы и др. Театр мн. гастролировал по городам региона, в Казахстане, Киргизии, Крыму, на Урале и др. В разные годы в театре работали засл. арт. Украины В. Васильев, заслуженные артисты России Н. Крыжановский, А. Романцев, В. Жданов, Т. Подберезкина, Ю. Семенова, засл. артист МССР В. Рыжиков, засл. арт. ТадССР А. Полякова, засл. арт. МАССР Л. Высокочиненко и др. В 2006 в составе труппы – нар. арт. РФ Б.Н. Киселев, заслуженные артисты РФ С. Скорова, Л.Ф. Травкина, Н.В. Горбунова, Н.И. Капусткин, А.П. Лившун, И. Козаренко, засл. арт. Украины С. Кострова. Директор С.Н. Зубов, гл. режиссер О.Л. Портнягин, гл. дирижер В.Н. Шелепов, гл. художник В.Н. Акимов, гл. хормейстер Е.В. Кулакова. Красноярский гос. театр музыкальной комедии открыт в 1959. Первый директор Н.Г. Ляпунов, гл. режиссер Я.М. Корнблит, гл. дирижер С.Н. Бедерак. Первая постановка – оперетта «Вольный ветер» И. Дунаевского. Театр подготовил св. двухсот премьер: классич. оперетты, водевили, мюзиклы, впервые в Красноярске показал балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1963), «Коппелия» Л. Делиба (1963), «Эсмеральда» Ц. Пуни (1965). В разные годы в театре работали заслуженные артисты РСФСР В.А. Вавилов, К.П. Гегель-Бородина, Ю.Ю. Поломский, В.Г. Эмирзиади, Л.В. Шлянцева, засл. арт. республики Мари-Эл Г.В. Климанова, заслуженные артисты Карельской АССР А.В. Краверский, В.И. Ожерельев. В 2006 в театре трудятся нар. арт. РФ Т.Е. Агапова, заслуженные артисты РФ А.В. Александров, И.А. Безуглов, Ю.Ю. Ефимов, С.А. Кольянова, Г.В. Кичка, А.М. Литвинов, Ю.А. Молодов, Г.В. Мотинов, В.А. Родин, В.С. Савченков, Ю.М. Цехановский. Звания лауреатов нац. театрал. премии «Золотая маска» (2000) удостоены С.А. Кольянова и И.А. Корытов. С 2005 театр возглавляет директор Н.И. Русанова; гл. режиссер засл. деят. иск-в РФ Ю.И. Гвоздиков, гл. дирижер засл. деят. иск-в РФ Л.З. Гельруд, гл. хормейстер Л.М. Сивых, гл. балетмейстер В.А. Белобородов, гл. художник засл. деят. иск-в РФ А.Н. Баженов. Театр гастролировал во мн. городах России, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Украине, Эстонии. В 1993 здание театра реконструировано. Зрит. зал рассчитан на 800 мест. Работает музей, экспозиция к-рого отражает историю и совр. деят-сть театра.

В 1960 в Красноярске-26 (Железногорск) появился Красноярский (ныне Железногорский) театр оперетты. Коллектив много гастролирует – по Краснояр. краю, городам региона, России. В репертуаре особое место занимают совр. произведения, мн. из к-рых впервые поставлены здесь («Полоса препятствий» О. Фельцмана, «Товарищи артисты» А. Колкера, «Товарищь Любовь» В. Иотина и др.) В совр. репертуаре – популярные мюзиклы, рок-оперы («Иисус Христос суперзвезда» Э.Л. Уэббера), классич. оперетты И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, И. Штрауса. Новосибирский гос. театр музыкальной комедии создан в 1959 как филиал Новосибирского театра оперы и балета (первый спектакль «Вольный ветер» И. Дунаевского). В 1960 спектаклем «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова открылся самостоят. театр оперетты, позже переименов. в Театр музыкальной комедии. Первый гл. режиссер М. Дотлибов, гл. дирижер С. Зиссер. За годы работы поставлено более 200 спектаклей. В репертуаре – классич. и популярные совет. оперетты, муз. комедии, мюзиклы, водевили, несколько балетных спектаклей. Особое внимание уделялось постановкам соч. новосиб. авторов Г. Иванова («У моря Обского», «Рябина красная»), Г. Гоберника («С любовью не шутят», «А поутру они проснулись»), А. Дериева («Люди и разбойники из Кардамона») и др. Ставились произведения совр. композиторов М. Самойлова («Страсти святого Микаэля», «Тогда в Севилье»), Е. Птичкина («Бабий бунт», «Сладка ягода»), А. Журбина («Биндюжник и Король»), А. Колкера («Свадьба Кречинского»), В. Плешака («Инкогнито из Петербурга») и др. Яркими спектаклями послед. лет стали постановки мюзикла «В джазе только девушки» Д. Стайна (премия «Золотая маска», 2005), мировые премьеры мюзикла А. Журбина «Мышеловка» (по пьесе А. Кристи) и муз. комедии «Фигаро здесь!» (по мотивам оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник»).

Новосиб. театр – обладатель нац. театрал. премий «Золотая Маска» (2003, 2005, 2006) и нескольких дипломов Фестиваля. Лауреат конкурса «Окно в Россию», учрежден. газетой «Культура», в номинации «Музыкальный театр года» (2001). Организатор 1-го театрал. фестиваля новых муз. проектов России «Другие берега» (2004). Участник интернет-фестиваля «Театральная паутина»(2005). Гастролировал во мн. городах страны, за рубежом (Польша, 1985). В разные годы в театре работали нар. арт РСФСР А.Я. Мовчан (гл. режиссер, 1970 80), заслуженные артисты России Р. Велланская, О. Башина, А. Горелик, С. Рышков, С. Савич, Ю. Притула. В 2006 в составе труппы народные артисты РФ И. Ромашко, О. Титкова и А. Выскребенцев, засл. артисты РФ М. Михайлов, Ю. Цыганков, Л. Шаляпина, Т. Цыганкова (Рейтерович), В. Вольвачев, засл. работник культуры РФ Г. Гросман. Лауреатами премии «Золотая Маска» стали О. Титкова, А. Выскребенцев и В. Гришуленко. Худож. руководитель директор засл. арт. РФ Л.М. Кипнис, гл. режиссер засл. деят. иск. РФ Э.И. Титкова, гл. дирижер засл. арт. РФ Э.А. Ахмедов, гл. балетмейстер засл. арт. РФ Т.К. Капустина, гл. хормейстер засл. арт. РФ Т.Е. Горбенко. Алтайский краевой театр оперетты начал работать в 1960 в Бийске как муз.-драм. театр. В 1964 в кач-ве краевого театра оперетты открыл свой первый сезон в Барнауле спектаклем «Роза ветров» Б. Мокроусова. Репертуар, наряду с совет. опереттами, включал популяр. классику («Летучая мышь», «Веселая вдова», «Роз-Мари»). Во 2-й пол. 1970-х – нач. 1980-х гг. (гл. реж. Л. Халифман) признанными удачами театра стали спектакли «Сладка ягода» Е. Птичкина, «С любовью не шутят» Г. Гоберника, «Русский секрет» В. Дмитриева (по повести Н. Лескова «Левша»), «Девичий переполох» Ю. Милютина, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, мюзикл А. Колкера «Труфальдино». В 1990-е гг. ставятся спектакли разных жанров – классич. оперетта («Баядера», «Цыган-премьер»), комическая опера Ф. Зуппе «В греческом зале… В греческом зале…», муз. комедия Г. Гладкова «Ах, высший свет!», рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос суперзвезда», мюзикл У. Рассела «Братья по крови». В современной афише театра – оперетты, оперы («Севильский цирюльник», «Паяцы»), мюзиклы («Скрипач на крыше», «Инкогнито из Петербурга»), рок-оперы А. Рыбникова и Э.Л. Уэбера, муз. комедии, водевили. Лидерами театра в разные годы были: гл. режиссеры засл. арт. РСФСР П.В. Алдахин (1960 68), засл. деят. иск-в РСФСР И.А. Дубницкая (1968–77), гл. дирижеры Г.А. Бабич и засл. деятель искусств БАССР Б.А. Супер, гл. балетмейстер засл. деят. иск-в РФ Н.З. Громов, актеры заслуженные артисты России А. Богородицкий, Э. Овчинников, П. Приходько и др. В 2006 в театре работают заслуженные артисты России Л. Августовская, Ю. Кашин, С. Федоров, О. Гавриш, В. Парфенов, Б. Кучинев, З. Черных, Д. Иванов. Худож. руководитель – засл. арт. России В.Н. Филимонов, гл. дирижер В.Н. Крестенко, гл. балетмейстер А.И. Курбатов, гл. художник В.И. Болгов, гл. хормейстер В.И. Шардаков.

Лит.: Музыкальная культура Сибири. Т. 2, кн. 1; Т. 3, кн. 1, 2. Новосибирск, 1997; Новосибирск. Энциклопедия. 2003; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; и др.

Сост. Л. П. Пыстина

Коллектив / МКС категория

Произведение / МКС категория

Творческое, научное, религиозное событие / МКС категория

Жанр / МКС категория

Учреждение / МКС категория

Персоналия / МКС категория

Источник / МКС категория