Коллектив: "Город Дит"

Коллектив
1472390968.jpg
Название (соврем.):"Город Дит"
Дата создания:1983-01-01

Очерк

«Город Дит» - новосибирская рок-группа, родоначальники направления хэви-метал в Новосибирске. Ориентируясь на зарубежных исполнителей и последовательно соблюдая принципы выбранного стиля, музыканты трактовали его по-своему, сделав его доступным широкой русскоязычной аудитории.

В 1983 г. студент электротехнического факультета НЭТИ Леонид Мельников (гитара), с Василием Паршиным (ударные), Александром Келлером (вокал) и Василием Шмы-риным (бас), вдохновлённые музыкальными достижениями «Ломбарда», создали группу «Президент». Это так же был студенческий коллектив (хард-рок группа «Ломбард» создавалась студентами радиотехнического факультета), исполнявший композиции в ином стиле – хэви-метал.

В данный период вся сфера молодёжной самодеятельности, особенно связанная с рок-музыкой, находилась под пристальным вниманием партийных работников. Музыканты «Ломбарда» не раз подвергались жёсткой критике, всячески притеснялись, концерты группы отменялись, поэтому в очередной раз, когда произошёл подобный инцидент,  вместо опальных лидеров на вечер «20 лет ССО» пригласили коллектив Мельникова. Так состоялся дебют «Президент».

Из воспоминаний Леонида Мельникова: «Первый «казус»: 1984 год, 29 октября. Актовый зал НЭТИ. После торжественного собрания посвященного очередной годовщине ВЛКСМ на сцене сборный концерт. И вот мы стоим за кулисами. Ждём, когда нас объявят. К нам подходит ведущий концерта: ребята, как вас представить? Тут наш певец, Саша Келлер  отвечает: «У нас есть название. Только мы боимся его произносить». «А что за название?». «Рок-группа «Президент»». «Президент? Очень хорошо! А что вы боитесь? Все нормально!». И идёт объявлять: «Дорогие друзья, а сейчас к нам на сцену приземлил-ся самолет из самого Лос-Анджелеса, США. Встречайте – на сцене группа «Президен-ты»!». Мы играем свой концерт. Конечно очень нарядные – джинсы, куртки, каблуки, прически. У бас-гитариста на карманчике  джинсовой куртки нашивка – знак «Виктории»: 2 пальца, из американского флажка, размером 5 см на 5 см. Это  был просто шик – надпись  «MONTANA» или такой вот флажок по тем годам…высший класс! И мы отыграли концерт. На следующий день происходит вот что. Поточная двухэтажная  аудитория. Я выглядываю своей кудрявой головой  из нижней входной двери внутрь и пытаюсь среди ста человек найти глазами нашего певца, Сашу Келлера. Не нахожу и смываюсь по своим делам. В этот момент (это уже мне потом рассказывает Саша) девушка, соседка Келлера, тыкает его в бок и говорит ему: «Видел? Сейчас внизу парень заглядывал? Это музыкант из группы «Президенты». Они вчера на концерте в Актовом зале на сцене американским флагом размахивали!!!». Он ей говорит: «Дура ты! Я сам в этой группе. И ни чем мы вчера не размахивали!». Но куда там…слухи разрастаются как снежная лавина. Короче, после уроков нас всех вызвали в Партком НЭТИ и попросили объяснить и название, и историю с флагом. Потом предложили придумать новое название, например «Красные маки». И предупредили, что в следующий раз не пощадят и выпрут из института. Историй с рок музыкой в те годы было предостаточно. Вспомнить хотя бы список запрещённых рок-групп. Естественно в нем были абсолютно все рок-группы, включая «Pink Floyd»  и «Scorpions», и даже «Dschinghis Khan»! Ну, группы типа «Uriah Heep»  или «Led Zeppelin» в этот список попали просто из-за оформления своих альбомов. Крутить эту музыку нельзя было под страхом смертной казни…».

К осени 1986 группа распадается. Но интерес к западному хэви-металу объединил новых участников. Первоначально, группа называлась «Город» (в то время были популярны такие названия групп как: «Boston», «Kanzas», «Москва»). Позже, когда сформировалась концепция и стиль группы, название было конкретизировано до «Город Дит». В состав вошли: Леонид Мельников  (лидер-гитара), Юрий Бараненко (вокал, экс-«Ломбард» ), Михаил Зайчиков (ударные), Андрей Ходоенко (бас), Игорь Шпанов (гитара), Дмитрий Ломенков (администратор, звук). Узнав об открытии сезона в рок-клубе, музыканты ре-шили готовить премьерное выступление. После успешного дебюта, состоявшегося 2 ноября 1986 в ДК Сибтекстильмаша, им был присуждён титул родоначальников «сибметалла». Став полноправными членами Новосибирского рок-клуба, участники «Города Дит»  получили репетиционную базу, где проводили всё своё свободное время.

За время становления группой были записаны пара магнитных альбомов, в которых ещё слышен поиск индивидуального стиля, который окончательно сформировался с при-ходом в группу в 1988 г. продюсера и звукорежиссера Владимира «Харрисона» Сечко. С декабря 1987 г. коллектив состоит в «Студии-8», где в январе 1989 записывает первый альбом (музыка – Л. Мельников, тексты – В. Сечко, впоследствии ставший их постоянным автором). Этот альбом стал основой концертной программы группы в то время. С ней «Город Дит» принимает участие в первом фестивале тяжелой музыки в Свердловске «Металлопластика-88». На фестивале группа получает почетное 3 место и звание лауреата «за достоверность сценического образа» . Участие в этом фестивале дало хороший старт, как для концертной деятельности, так и для студийной работы. С большим успехом прошли выступления в Перми, Кемерово, Барнауле, Павлодаре.

У «Города Дит», по сравнению с другими Новосибирскими рок-группами, богатая и долгая история. Причинами такой жизнеспособности коллектива являются творческий энтузиазм его участников, особенно лидер-гитариста Леонида Мельникова, и приверженность однажды выбранному тяжёлому стилю – хэви-металу. Менялись вокалисты, бара-банщики, басисты, были выпущены альбомы на русском и английском языках. До насто-ящего времени «Город Дит» является символом новосибирского хэви-метала.

С самого момента образования группы, участники «Города Дит» были приверженцами  хэви-метала – это фактор, который их объединил и позволил целенаправленно двигаться в рамках данного стилевого течения. Поскольку подобных коллективов в Новосибирске в то время не было, музыканты самостоятельно осваивали все тонкости этого направления,  опираясь на собственные слуховые и визуальные впечатления от зарубежной рок-музыки. Первоначально они ориентировались на такие  западные команды, как: «Sweet», «Kiss», «AC/DC»,  и играли  танцевальный «бабл-гам рок», несложный  в исполнении и вос-приятии. Затем, с ростом мастерства, в репертуар «Города Дит» вошли более глубокомыс-ленные и серьёзные: «Led Zeppelin», «Deep Purple». Таким образом, стиль группы прошёл несколько стадий: софт-метал в ранних опытах, в альбоме «Настанет этот день» и «Само-убийца» более жёсткий хард-метал, и ультра-драй-метал (очень сухой метал) в последнем альбоме «Over there».

В творчестве западных команд Новосибирских музыкантов привлекало: главенство музыкального начала, преобладание быстрых темпов, подчеркнутый образно-эмоциональный строй, яркая сценография. Все эти черты, свойственные хэви-металу,  органично вошли в стиль «Города Дит». Для того чтобы составить его целостную картину, необходимо рассмотреть составляющие элементы.

Как уже говорилось, на первом месте в стиле «Города Дит» стояла музыка, что было продиктовано эстетикой хэви-метала. Это сказывалось на всех этапах работы: сочинение, репетиции, выступления. Сочинение  песен происходило следующим образом. Автором музыки и лидером (фронтмэном)  группы являлся соло-гитарист (это так же характерная черта для стиля хэви-металл) – Леонид Мельников. Он придумывал характерный мотив, напевал его на диктофон и отдавал запись автору текстов Владимиру «Харрисону» Сечко. Затем, когда текст был готов, целиком создавалась музыкальная основа. Мельников как фронтмэн, предлагал партии для каждого из исполнителей, и на репетициях композиция постепенно приобретала окончательную форму. Живое выступление, в свою очередь, давало музыкантам свободу для сольной импровизации. Партии не фиксировались письменно, поэтому каждый концерт та или иная песня получала обновлённое звучание – данная установка была принципиальной. Этот способ работы был проверен не одним зарубежным коллективом и стал наиболее продуктивным для «Города Дит».

Музыкальная стилистика группы во многом зависела от стиля игры соло-гитариста, что естественно сказалось и на звуковом балансе, «саундовой» составляющей, где превалировала именно гитарная партия, а все остальные имели подчинённое значение. Важно подчеркнуть, что подобная расстановка, типичная для хэви-металла, не вызывала противоречий и не становилась причиной конфликтов в группе. Виртуозные оригинальные соло, с непредсказуемыми мелодическими ходами, позволяли постоянно держать слушателя во внимании. Сознательно избегалось усложнение материала, например, техническая изощренность или напластование различных звуковых эффектов. Преимущество было за чистыми тембрами инструментов, без компьютерных изменений звука. Вокальная партия так же не предполагала дополнительных трансформаций – использовался только чистый высокий мужской голос, иногда переходящий на специфический шёпот-хрип в низком регистре.

Для песен была характерна историческая, религиозно-мистическая тематика . Например:

К тебе я осторожно прикасаюсь,

Под кожей ощущаю череп твой.

И чудится, что вижу я гробницы,

И слышу тихий замогильный вой.

(«Дыхание», альбом «Настанет этот день»)

Мир «Города Дит» наполнен крестами, могилами, темнотой и прочими специфическими атрибутами. Автор – Владимир Сечко, сознательно избегал сложных метафорических оборотов, рассчитывая на доступность широкому кругу аудитории. В основном тексты представляли собой стихотворные строки со строго выдержанной рифмой, которая подчёркивали, дополняли ритмическую пульсацию музыки и её образно-эмоциональное содержание. Вербальный компонент был менее важен, поэтому, когда требовалась более точная передача особенностей мелодики или ритма, он подвергался корректировке.

«Город Дит» среди новосибирских групп выделялись не только музыкой, но и ярким имиджем и сценографией. Так, например, они были практически единственными, кто использовал сценический дым, или специальный занавес с логотипом. Внимание к внешним деталям наглядно демонстрируют и фотосессии, которые специально устраивались для популяризации коллектива.

Из воспоминаний Сергея Тосина о выступлении группы на прослушивании Рок-клуба: «Когда они вышли на подмостки и начали играть и петь, я их просто не узнал! Неужели это те самые мальчики, которых я знал? Юра Бараненко, вокалист, все-гда коротко подстриженный, вдруг предстал с длинными, ниже плеч белыми волосами, в тёмных очках и чёрной кожаной безрукавке на голом теле. Лёня Мельников – тоже в чёр-ной кожанке, с напульсниками и прочей «металлической» чепухой, да и другие мало чем уступали им. А что творилось на сцене! Ребята, особенно Мельников и Бараненко, пре-вратили её в поле битвы. Мини-представление скорее напоминало корриду, быка только не хватало. Их «ужимки и прыжки» достойны пера куда более искусного, чем моё, и ки-сти, как минимум, Марка Шагала…».

Альбомы: «Город Дит» 1988, «Настанет Этот День» 1989, «Самоубийца» 1990, «Over there» 1991, «Времяистекло»1995 (Начата работа. Остановлена по причине гибели продю-сера С.Бугаева). 

Борзых Д.С.



Коллектив / МКС категория

Коллектив / Тип коллектива

Коллектив / Состав коллектива

Географический пункт современный

Географический пункт создания

Поделиться в социальной сети: