Произведение: "Тобольская симфония"

Произведение
Название оригинальное:"Тобольская симфония"
Состав исполнителей:

3 солиста, хор и группа инструментов.

Дата создания:1971-02-17
Премьера:1973-11-19
Оглавление:

1. О древнем

2. Ермак на Тоболе

3. Благовест

4. Государевой милостью

5. Виват

6. Боги

7. Аллилуия

8. Неправды

9. Проповедь Словцова

10. Алфавит о каторжниках

11. Виселицы

12. Падение Орла

13. Эпилог

 


Текстовая основа

Царские указы, Протоколы Третьего Отделения Собственной Его Величества Канцелярии, послание Н. Скалозубова Столыпину, Проповедь П, Словцова, поэма "Зангези" В. Хлебникова (фрагмент), Псалом: 1:3; Псалом 11: 2-3; Псалом 17: 5-6; 8-9; Псалом 21: 27-28; Псалом 36: 1-3; Псалом 50: 12, 14; Псалом 76: 3-7.


Аннотация

В рукописи отмечены даты начала: 12.01.1971 и окончания: 17.02.1971 работы.

От автора (в тексте полностью сохранена орфография А. Ф. Мурова)

«Тобольская симфония»

 

Обращают на себя внимание следующие особенности сочинения:

 

I. Текст.

 

Автор пользуется:

  1. Подлинными историческими документами (царские указы, протоколы жандармерии, послание Н.Скалозубова Столыпину, проповедь П.Словцова и др);
  2. Использована глава о Ермаке из поэмы Велимира Хлебникова «Зангези»;
  3. Псалмы являются не только историческим фоном и назидательными цитатами, но (с чисто музыкальной, драматургической стороны) теми связками, или теми обобщающими фазами цикла, которые придают всему сочинению конструктивную «прочность» (эта традиция идет от Баха.)

 

II. Структура симфонии.

 

В произведении - 12 частей, которые можно было бы назвать 12-ю эпизодами, т.к. автор стремится к сквозному движению, формированию целого, когда каждый последующий эпизод является органическим продолжением предыдущего. Подобная логическая схема, также как и многообразные средства развития музыкальных тем, их разработка, очевидно позволили автору назвать это сочинение СИМФОНИЕЙ, а не кантатой, или ораторией.

 

III. Темы.

 

     Композитор не пользуется бытовыми и жанровыми темами. Мелодический облик симфонии ассоциируется скорее  с традициями русского православного пения, хотя автор нигде не пользуется цитатами.

     Большую роль в Симфонии играет четырехзвучная тема – анаграмма DEСH, латинские буквы которой образуют инициалы ДШ – Дмитрий Шостакович (напомним, что Симфония посвящена Д.Д.Шостаковичу). Мелодическое богатство этой лаконичной темы позволяет автору добиваться большого драматического эффекта.

 

IV.Исполнительский состав.

     Тобольская симфония – сочинение прежде всего – ХОРОВОЕ. Хор несет все основные нагрузки, как смысловые, так и конструктивные, но, бесспорно, обогащают партитуру и сольные партии (альта, тенора и баса), которые на слух очень просты, но эта простота и составляет главную артистическую трудность для исполнителей. Тем не менее, певцы В.Кочур, В.Егудин и А.Басалаев  превосходно справились со своими творческими задачами  и спели свои партии увлеченно, достоверно,  с большой эмоциональной отдачей. Необычной для симфонии является партия чтеца (засл.арт А.Лосев). Его текст так органично вписывается в музыкальную ткань сочинения, составляя одну из его красок, его ритма, его формы. Этому способствует тот факт, что декламатор выступает как бы в разных ролях. То мы слышим голос объективного рассказчика, то персонифицированный в полицейского чиновника, или Тобольского Губернатора, но во всех случаях А.Лосев точно доносит мысль и характер эпизодов.

     Оркестр состоит из 8 исполнителей: шесть ударных (концертмейстер В.Сурначев), рояля (М.Богуславский) и арфы (Н.Покровская).

     Присутствие большого числа звенящих инструментов позволяет автору широко пользоваться разнообразными колокольными эффектами, которые играют большую роль в раскрытии замысла и в решении колористической стороны произведения.

     Мы слышим колокола торжественные и праздничные («Благовест», «Аллилуя»), или драматические, метущиеся («Виселицы»), или одинокие и тоскливые («Алфавит о каторжниках»).

     Разумеется, необычно для симфонии, что отсутствуют смычковые инструменты, но их роль в данном сочинении восполняет опять-таки хор.

     Хоровые фактуры очень многообразны и трудны для исполнения.

     От еле слышно тревожного шепота до плотных, напряженных атональных наложений, от строгого кантового четырехголосия и широкого распева до пуантилистических перекличек голосов, торопливых и возбужденных. Это создает очень широкий диапазон динамических приемов, которые опять-таки «работают» на остро драматическую конфликтность этой музыкальной композиции.

     Руководитель студенческого хора Новосибирской консерватории В.Мартынов проделал огромную работу в прочтении этой сложной партитуры и сумел добиться впечатляющего, яркого исполнения.



Произведение / МКС категория

Произведение / Форма исполнения

Жанр / Произведение

Произведение / Язык

Персоналия / Произведение

Премьера (место)

Источник / Произведение

Поделиться в социальной сети: