Персоналия: Ряузов

Персона
Фамилия:Ряузов
Имя и отчество / Имя:Сергей Николаевич
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1905-07-26
Дата смерти (год, месяц, день):1983-09-30

Очерк

Композитор, в 1946-1955 годах работал над созданием музыкальных сочинений на основе бурятского и монгольского фольклора.

Внес важный вклад в становление бурятской театральной музыки, создал оперные и балетные спектакли на сюжеты, связанные с национальной бурятской историей.

Ему принадлежат опера "У подножия Саян" (либр. Ц. Галсанова и Ю. Стремина), 2 ред - "Мэдэгмаша".

балет "Свет над долиной" (либр. Н. Балдано и П, Аболимова),

Сюита для симфонического оркестра, обработки народных песен, фортепианные пьесы.

Принципиальна работа композитора по созданию крупных опусов для музыкального театра, что было необходимо для Бурятии. В контексте периода, когда создавались опусы, принципиальным стало обращение автора к современным темам. Казалось бы, красота бурятских преданий и сказаний, первое знакомство с национальной традиционной музыкой, природой и бытом, должны были спровоцировать художника на выбор исторического или легендарного сюжета. Однако Н. С. Ряузов избрал современные либретто, созданные бурятскими драматургами. В какой-то мере это было откликом на социальный заказ того времени, а в какой-то продиктовано личным выбором и художественным замыслом. Проблематика сочинений связана с социальными вопросами, межклассовыми неурядицами, религиозными предрассудками и борьбой представителей различных поколений. Сюжет оперы «Мэдэгмаша» (либретто Ц.Г. Галсанова и Ю. Стремина) разворачивается в 1930-е годы, он связан с геологоразведывательной экспедицией, которая ищет залежи вольфрама, а балет «Свет над долиной» (либретто Н.Г. Балдано и П.Ф. Аболимова) посвящен событиям предреволюционных лет (пролог) и 1930-х годов (строительство гидроэлектростанции).

Обращение к современной теме в области музыкального театра – всегда серьезное испытание для авторов: неизбежно возникает проблема раскрытия идей современности в целостной системе музыкального сочинения. Принципиален и другой вопрос - о художественной значимости сочинений для бурятского и российского искусства. Отметим, что композитор работал с очень сложных условиях и решал трудную задачу. Исследователи отмечали слабость избранных либретто, их условность, схематичность, порой – публицистическую конкретность и недостаточную обобщенность образов – это мешало подняться на должный уровень обобщения в трактовке современной темы. Развитие драматургических линий по сюжету часто перебивалось красочными обрядовыми сценами, которые являлись удачными сами по себе, но не имели непосредственного отношения к действию и тормозили его.

Непростой была и работа с национальным фольклором. Произведения С.Н. Ряузова, созданные с опорой на культурное наследие различных народов (напомним, кроме бурятского, он работал с кабардинским, чеченским, туркменским, монгольским, киргизским фольклором) отличаются бережным отношением к национальной музыке, несомненным профессионализмом и мастерством. Композитор утверждал, что переводя музыку в профессиональный план, необходимо сохранять национальный колорит [см. подробнее запись беседы с Ряузовым 21 ноября 1967 года // Куницын О.И. Русские музыканты в Бурятии. – с. 46]. Для этого он придерживался принципа включения национальных тем (цитат) в полном неизменном виде. С.Н. Ряузов использовал большое количество подлинных тем в опере «Мэдэгмаша»: в первом действии это песни «Выше гор», «Солнце и мальчик», «Залаатын оройдо донгодогшо» («Кукушка на вершине Залатуя»), «Набша сэсэг» («Прекрасный цветок»), ёхор, а во втором – «Озеро», в балете «Свет над долиной» - цитаты народный танцев «Дэрбэшэн», «Ягарухай» и ставший неизменной визитной карточкой музыкальной культуры бурят ёхор. Несмотря на скрупулезное отношение к цитатам, гармонический язык С.Н. Ряузова включает аккорды различной структуры – терцовой, кварто-квинтовой, а в мелодику, несмотря на преимущественное цитирование, проникают чуждые интонации, в том числе хроматизмы (это особенно касается речитативов).

В опере и в балете немало удачных страниц и отдельные номера и сцены исполнялись неоднократно. В том числе часто звучала шестичастная сюита из оперы «Мэдэгмаша». Опусы Ряузова стали определенным толчком для развития музыкального театра республики и стимулом для работы национальных композиторов.

 

 



Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Источник / Персоналия

Поделиться в социальной сети: