Персоналия: Кенденбиль

Персона
1479910027.jpg
Фамилия:Кенденбиль
Другие фамилии:Куулар
Прозвище / псевдоним:Кошкар-оол
Имя и отчество / Имя:Ростислав Докур-оолович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1922-05-30
Дата смерти (год, месяц, день):1993-01-03

Очерк

"Ырлаксаар мен"

Р.Д. Кенденбиль – представитель первого поколения композиторов Тувы, заслуженный работник Культуры Тувинской АССР (1964), Народный артист Тувинской АССР (1982), с 1973 года – член СК СССР, в 1985-1988 гг. – председатель правления СК Тувинской АССР, лауреат Гос.премии Тувы за песенное творчество (1987). В 1992 году тувинский писатель и поэт Монгуш Кенин-Лопсан посвятил Р.Д. Кенденбилю стихотворение под названием «Ырлаксаар мен» - «Рожденный петь», который емко отражал суть жизненного призвания композитора:

«Рожденный петь, -

Рекой-Певицей я рожден.

Напевом дедовским

Взлелеян и взращен.

Любовь свою, печаль свою

Я воспою -

Порою, кажется,

Сам в песню превращен...»

Тувинский композитор Ростислав Докур-оолович Кенденбиль (1922-1993) – один из корифеев и основателей национальной композиторской школы республики, внесший большой вклад в развитие музыкальной культуры Тувы. Композитор происходил из рода Кууларов. Кенденбиль – является не его фамилией, а сакральным тибетским именем, которое было дано ему при рождении. Его вторым детским именем стало Кошкар-оол: впоследствии это имя не употреблялось, новое имя Ростислав композитор выбрал свое в честь своего педагога Ростислава Мироновича. Наряду со своим коллегой А.Б. Чыргал-оолом, он автор первых сочинений тувинской академической профессиональной музыки. Ему принадлежат первая национальная опера «Чечен и Белекмаа» (1956-1965), музыкальные комедии «Соян Далай» («Саянская русалка», 1975) и «Инчеек» (1976), ряд сюит и других сочнений для симфонического оркестра, в числе которых «Колхозная сюита» (1971) и симфоническая поэма «Родные просторы» (1978), камерно-инструментальные пьесы и циклы, вокально-симфоническая поэма «Ода освобождению» (1976), кантата «Мөнге чула» («Вечный огонь», 1985), хоровая композиция «Тувинские припевки» на народные тексты и около шестисот песен, многие из которых стали подлинными жемчужинами тувинской музыки. Это его ранние песни «Сөзүм утпа» («Помни мои слова» на текст Салчака Тамба, 1951) и «Улуг-Хем» (на стихи Ю. Кюнзегеша, 1952), «Сылдыс» («Звездочка» на слова С. Сүрүн-оола, 1954), хоровая «Аъдым» («Мой конь» на слова К. Черлиг-оола, 1965), «Ава» («Мама» на текст А. Даржая), др. В этих сочннениях отразились роскошные пейзажи Тувы, ее богатая и многогранная природа, голоса и звуки ее рек, лесов и гор. Но в то же время композитору удалось решить и другую задачу: найти новые индивидуальные краски в древних национальных легендах и напевах, ввести в обиход профессионального искусства богатый интонационный фонд традиционной культуры Тувы, обогатить фольклорные источники широкими возможностями новых композиторских техник. Композитора Р.Д. Кенденбиля отличало блестящее владение тувинским языком и национальным фольклором, знание традиционной системы его бытования, его жанровых, содержательных, семантических, функциональных особенностей, что несомненно отразилось в его творчестве: многие созданные им песни и мелодии воспринимаются и исполняются как подлинные напевы не только на концертных эстрадах, но в рамках сельского (в селах и на чабанских стоянках) и городского бытового музицирования. И, пожалуй, для композитора нет более высокой оценки, чем быть признанным своим народов творцом подлинно народных произведений. Глубинному постижению пластов народного искусства способствовало раннее знакомство Ростислава Докур-ооловича с родной культурой и бытом. Будущий композитор родился 30 мая 1992 года неподалеку от Чаадана в местечке Кара-Дыт в очень музыкальной семье. Его дед Сембил и отец Докур-оол были потомственными народными певцами «ыраажы» и музыкантами-инструменталистами, весьма популярными в Туве и за ее пределами. Отец владел искусством горлового пения и был известен как тоолчу (сказитель): знаток монгольского языка, он, помимо исполнения оригинальных тувинских легенд, переводил на тувинский язык монгольские сказания и в том числе знаменитый эпос «Гэсэр». Отец и братья играли на игиле, базаанчы, ыяш-хомусе. Все это не могло не повлиять на пристрастия самого Кенденбиля. Расширению музыкальных впечатлений способствовало получение образования, что вылилось в весьма многоступенчатый процесс: будущий композитор учился в школе-интернате Чаадана, где научался играть на тувинских инструментах и балалайке, петь в хоре; затем обучался на Национальном педагогическом рабочем факультете в Горно-Алтайске (ранее – Ойрот-Тура), где познакомился с алтайским фольклором и самодеятельным народным оркестром, а также освоил игру на мандолине и скрипке. По воспоминаниям самого композитора, желание приобрести скрипку было столь велико, что для ее покупки он продал свое пально. Важными ступенями стали для него уроки на баяне у известного музыканта В.С. Безъязыкова, занятия в студии Музыкально-драматического театра в Кызыле, обучение в классе композиции С.Я. Вольфензона в музыкальном училище при Ленинградской консерватории, а впоследствии трехлетняя стажировка у А.С. Лемана в самой Ленинградской консерватории. Все это составило богатый слуховой интонационный опыт композитора, насытив его музыкальные впечатления влияниями разных культур и обогатив палитру выразительных возможностей, что позволило автору создать пласт музыки, напоминающей не только о тувинском фольклоре, но достаточно универсальной по языку. Практика актерской игры и участие в театральном оркестре обусловила его пристрастие к музыкально-сценическим композициям. Работа в содружестве с лучшими поэтами С. Сарыг-оолом, О.Сувакпитом, С. Сүрүн-оолом, К.-Э. Кудажи, М. Кенин-Лопсаном, Ч. Кууларом, А. Даржаем, С. Бюрбе помогла написать замечательные по своей поэтичности песни. Исполняемость сочинений Кенденбиля на концертных площадках Тувы и городов Сибири свидетельствовала о высоких оценках творчества его современниками. Изданы сборники его сочинений, - «Торээн Тывам» («Тува моя родная») и «Частын аялгалары» («Весенние голоса»). Показателеи и большой интерес, проявленный к произведениям композитора со стороны тувинских и российских музыковедов: его сочинения послужили материалом для диссертационных исследований Г.А. Осипенко, В.Ю. Сузукей, Е.К. Карелиной и И.А. Цыбыковой-Данзын, для научный статей З. Казанцевой, В. Сапельцева и В. Борисенко. «В своем творчестве композитор оказывался зачастую впереди своего времени. Он всегда был полон творческих планов, стремился раздвинуть рамки своей композиторской деятельности», - писала о нем В.Ю Сузукей. Музыка тувинского автора удостоилась и положительных отзывов Д.Д. Шостаковича: «Увертюра и антракт из оперы “Чечен и Белекмаа” Кенденбиля вызвали хорошее впечатление. Очень приятно, что молодой композитор пишет со вкусом и известным мастерством» [Из выступления на Пленуме СО СК, 1961]. В ходе многолетней деятельности проявились и многие другие таланты композитора. Важной заслугой Кенденбиля стал преподавательский труд, связанный с работой в музыкальной училище (в том числе некоторое время на посту директора), с многочисленными лекциями методического и просветительского характера, прочитанными им в различных школах и клубах Тувы. Здесь особой страницей стали занятия с самодеятельными композиторами. В условиях нехватки педагогических кадров его роль в становлении музыкального образования республики была весьма значительной. Не менее серьезен и вклад Кенденбиля в развитие национального традиционного искусства: композитору принадлежала идея создания ансамбля горловой музыки, им же самим реализованная. Настоящим открытием для отечественного музыкального искусства стал ансамбль из 12 солистов, привезенный Р.Д. Кенденбилем в 1968 году на гастроли в Москву. В 1984 им был собран ансамбль «Сыгырга», в котором участвовали одаренные хөөмейжи Кайгал-оол Ховалыг, Конгар-оол Ондар, Манчакай Сат, Геннадий Тулуш, Евгений Оюн и др. Отметим, что этот почин не угас и в настоящее время деятельность подобных коллективов развивается. По отзывам современником, Р.Д. Кенденбиль был на редкость мягким, отзывчивым, интеллигентным человеком, который за всю свою жизнь не сказал ни одного резкого слова. И еще одной отличительной чертой его характера, о которой нельзя не сказать, было неравнодушие к проблемам музыкального искусства – он постоянно выступал в прессе, трудился в Правлении Тувинского отделения СК, принимал участие в Съездах и Пленумах Союза композиторов, вел организационную работу. Его многогранная деятельность была отмечена наградами и званиями, а 14 октября 2002 года имя Ростислава Кенденбиля было присвоено Республиканской школе искусств. От природы обладая даром художника-живописца, Кенденбиль пожертвовал им ради своего главного призвания композитора. И выбор его оказался верным. Можно с уверенностью сказать, что, пройдя трудный путь через множество ступеней постижения композиторского искусства, он смог подняться на высокую ступень мастерства и стать подлинным «ыраажы» - «певцом» своей родной Тувы.


1479910027.jpg
1513920090.jpg

Персоналия / Произведение

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Ученики

Учителя

Поделиться в социальной сети: