Образование и просвещение
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ. Основы муз. образования заложили воен. оркестры, при к-рых проводилось обучение музыкантов. Как система М. о. начало складываться в XVIII в., было связано, преимущественно, с просвет. деятельностью церкви. Приезд в Тобольск митрополита Филофея Лещинского (1702-26) знаменовал открытие архиерейской школы – одной из первых в России, в к-рой учащиеся изучали «пение по ноте». Открылись школы при Верхотурском, Далматовском и Туруханском муж. монастырях. Дело Филофея продолжили послед. митрополиты. В 1741 исследователем Г.-В. Стеллером организована первая на Камчатке школа для казацких детей и новокрещенных. Вторую создали В. Беринг и А.П. Чириков. Антоний II Нарожницкий (1743 48) не только открывал школы по всей Сибири, но и преобразовал тобольскую духовную школу в семинарию. Учащимся преподавали уроки пения, а с 1763 они читали в церкви и пели на клиросе. К сер. XVIII в. обозначились осн. типы муз. обучения: конфессиональное, военное, гражданское; частное, муниципалитетное, гос., домашнее и школьное. Последнее было не только духовное, но и светское, не только общеобраз., но и специализированное. Светское М. о. представлено воен. учеб. заведениями. В них обучали «музыке барабанщичьей, науке играть на флейте», хоровому пению. К 1713 в Тобольске существовала воен. школа низшего разряда (гарнизонная) для детей солдат и военнослужащих – одна из первых в России. В нач. 1730-х гг. такая же школа была создана в Якутске. Во 2-й пол. XVIII в. воен. учеб. заведения открылись в Иркутске, Селенгинске, Красноярске, Енисейске, Томске, Бийске. Они обогатили регион подготовленными исполнит. кадрами, укреплявшими местные исполнит. кол-вы. Гражданское М. о., связан. с церковным пением «по ноте», существовало в частных школах Кузнецка, Ялуторовска, Кургана, в первой гор. школе Иркутска. В 1789 гор. школы были преобразованы в гл. нар. уч-ща (Тобольское, Колыванское, Иркутское). В них преподавалось нотное пение. В 1805 открылись гимназии в Иркутске и Тобольске. В Иркут. гимназии проводилось двухчасовое занятие по «изящным наукам» в первом и втором классах, а в третьем читался курс эстетики.
В первой пол. XIX в. обязат. М. о. сохранялось только в духовных учеб. заведениях Сибири, кол-во к-рых неуклонно росло. На протяжении 1811-18 в Тобол. семинарии преподавались теория музыки и сольфеджио. Сиб. семинарии подготовили несколько выдающихся ученых и обществ. деятелей, сыгравших значит. роль в развитии муз. культуры (А.П. Щапов, отец и сын Шашковы). С. Шашков (отец) стал проф. музыкантом. В XIX в. особо значимым становится гражд. М. о. в школах, казачьих уч-щах, гимназиях. В учеб. программах большое кол-во часов отводилось пению и танцам, как напр., в Тобол. гимназии. С 1836 в ней преподавал поэт П.П. Ершов, к-рый большое внимание уделял развитию «умственных сил» и муз. вкуса учащихся. В 1837-38 гимназистов обучал партесному пению учитель искусств Г.П. Мертлич. С 1848 церковное пение было введено в кач-ве обязат. дисциплины. В 1845 в Иркутске открылся Девичий институт. Муз. занятия в нем вели выдающиеся специалисты: С. Шашков, В.П. Быкова (1858 79) – воспитанница Смольного института (преп. фортепиано), позже ? выпускники С.-Петербург. консерватории – А.Ю. Генита-Пилсудский, И.А. Анин, С.Г. Румшийский, Е.Г. Городецкая, Р.А. Иванов, М.Н. Синицин. В 1830-е гг. начала развиваться музыкально-обществ. деятельность декабристов. П.Н. Свистунов организовал в Минусинске дет. хор. В Ялуторовске М.И. Муравьев-Апостол занимался с детьми по образцу: пение - слушание музыки - танцы. М.Н. Волконская, жена декабриста, принимала участие в работе хора Иркут. женского института. Существовали индивид. формы обучения на разл. инструментах. Самым значит. вкладом декабристов явилось создание муз. школ в Петровске (1833 ?) и Тобольске.
Во втор. пол. XIX – нач. ХХ в. в Сиб. начала складываться принципиально новая форма спец. муз. подготовки. После неудачных попыток орг-ции школ в Омске, Нерчинске, Иркутске и Томске, первым жизнеспособным учеб. заведением стали муз. классы в Томске (1894). Обучение осуществлялось по программам, соответств. первым пяти годам обучения в Москов. консерватории. «Проверочные» испытания проводились в присут. дирекции Томского отдел. Императорского рус. муз. общества. Первоначально обучение велось по классу скрипки и фортепиано. Наибольшего расцвета учеб. заведение достигло при директоре В.А. Цветкове – певце, быв. артисте Имп. театров. При муз. классах были откр. регентские курсы. Их программа вкл. сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, историю церков. музыки, основы игры на скрипке и фортепиано, дирижирование. В янв. 1912 Томские муз. классы были преобразованы в муз. уч-ще.
Позже открылись Иркут. муз. классы (1901), функционировавшие 13 лет (первый директор – выпускник Петербург. консерватории С.Г. Румшийский), муз. классы в Тобольске (1903), Омские муз. классы (1910). Первым директором и преподавателем по классам скрипки и духовых инструментов в Омске стал И.Ф. Гровес. Пед. состав был укомплектован выпускниками разл. консерваторий. Среди них – О.Д. Семенова, у к-рой в советское время в дет. муз. школе № 1 учился В.Я. Шебалин – изв. советский композитор. Его имя носит Омское муз. уч-ще. Существовали частные муз. школы в Томске (1901), Иркутске (1905), Новониколаевске (1916). Открылись школа при Филармонич. об-ве в Омске, классы Первого сиб. хорового певческого общества (1909), Народная консерватория в Томске (1917), к-рая должна была давать М. о. широким слоям населения и готовить нар. учителей музыки. Ее возглавил проф. Томск. ун-та Н.А. Александров (отец советского композитора А.Н. Александрова) – изв. в городе обществ. и муз. деятель. Однако это учреждение, как и аналогич. в Барнауле, Красноярске и др. городах, не могло дать полноцен. высш. муз. образования.
В 1920-е гг. они были повсеместно закрыты или преобразованы в муз. техникумы или школы. Др. достижением культуры второй пол. XIX – нач. ХХ в. является становление массового муз. воспитания и образования, связан. с введением уроков пения и инструм. музыки в общеобразоват. учеб. заведениях, гл. обр. в церковноприходских школах. Сред. духовное образование давали шесть семинарий и пять уч-щ, к-рые готовили учителей. Светские учеб. заведения также пополняли корпус педагогов, в т.ч. и в области муз. воспитания и образования. В этом деле особ. успехов добился Девичий институт, в к-ром в 1880-е гг. преподавал В.С. Шевич – один из прогрессивных методистов, автор работы «О преподавании музыки» (первой, созданной в Сибири). 1920–21 – переломные в истории развития М. о. в Сибири. Организуются учеб. заведения, раздельно выполняющие задачи проф. и общего М. о.: муз. техникумы и консерватории – с одной стороны, нар. консерватории, муз. школы, студии, кружки – с другой. Показательно наличие трех высш. учеб. заведений, сочетавших в себе три ступени М. о.: Высшей муз. школы в Томске, Иркут. муз. ун-та, Единой муз. школы трех ступеней (Сиб. гос. консерватория) в Омске. Однако вследствие эконом. кризиса вместо Единой школы создан Омский музыкально-пед. техникум (1921), Высш. муз. школа в Томске переим. в муз. техникум (1922), а Иркут. муз. ун-т переим. сначала в Народную консерваторию, а затем в муз. техникум. С 1933 базу проф. М. о. в Сибири сост. муз. техникумы (позже – уч-ща) Омска, Томска, Иркутска, Красноярска, Читы. С отделением от них муз. школ начинает формироваться сеть нач. учеб. заведений – дет. муз. школ (ДМШ). Активному развитию ДМШ способствовало откр. в 1934 Новосиб. школы № 1 под рук. М. Невитова. В 1936 появились первые ДМШ в Прокопьевске и Новокузнецке, в 1938 в Анжеро-Судженске и Кемерово, в 1941 в Ленинск-Кузнецком. Завершившаяся реформа М. о. унифицировала учеб. заведения и ориентировала их на профессионализацию.
В 1940-е гг. откр.: новые отд. в Иркут. муз. уч-ще, муз. училища в Кемерово, Новосибирске; увеличивается кол-во ДМШ. В сер. 1930-х гг. начинает повсеместно складываться система подготовки кадров для дошк., общеобразоват. учреждений и самодеятельности: откр. муз. отделения при педагогических уч-щах и институтах, создаются культ.-просвет. училища. С 1920-х гг. активно развивается М. о. в авт. республиках. В Бурятии первая муз. школа появилась в 1920. В 1931 там готовились кадры ср. квалификации на муз. отделении техникума искусств, с 1934 – в муз.-театральном уч-ще. М. о в Якутии в 1920-е гг. существовало в виде студийного движения. В 1931 была создана Музо-мастерская при Якут. драм. театре, в 1944 - первая муз. школа. В конце 1940-х гг. в Якутске откр. музыкально–художеств.–хореограф. (с 1958 – муз.) училище. В 1942 начала работать первая ДМШ в Хакасии (Абакан). В 1947 орг. ДМШ в Туве (Кызыл).
Первая муз. школа в Горно-Алт. авт. обл. появилась в 1952. 1950-е гг. стали переломными в развитии проф. М. о, что было обусловлено откр. в 1956 Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (НГК) – первого сиб. муз. вуза, существенно изменив. культ. статус всего региона Ключевое положение НГК связано с завершением формирования целостной трехзвенной системы подготовки кадров (школа – училище вуз.) В 1960–80-е гг. открыты муз. факультет Иркут. пед. института (1962), Вост.-Сибирский институт культуры в Улан-Удэ (с 1964 ведется обучение по муз. специальностям), Кемеровский (1969) и Алтайский в Барнауле (1975) институты культуры, Краснояр. гос. институт искусств (1978, см. Красноярская государственная академия музыки и театра). Действуют двадцать два муз. уч-ща, несколько уч-щ культуры и пед. уч-ща с муз. отделениями, более тысячи муз. школ. Открываются муз. уч-ща в Барнауле и Тюмени (1956), Чите (1957), Абакане и Кызыле (1960), Прокопьевске (1962), Бийске и Норильске (1967), Братске, Рубцовске и Барабинске (1969), Сургуте (1972), Новокузнецке (1974), Кяхте (преобраз. в 1977 из уч-ща культуры, в 1989 вернулось к первоначальному статусу).
В посл. десятилетия открыты: Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (1993) и Арктический гос. институт культуры и искусств (2000). Нек-рые высш. учеб. заведения получают статус университета, академии. Высш. М. о начали осуществлять мн. учеб. заведения Сибири: Алтайский государственный институт искусств и культуры, Алтайский государственный университет, Томский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет и др. Откр. новые муз. уч-ща (Курган, Мариуполь, Тобольск), нек-рые преобраз. в уч-ща искусств, становятся колледжами. Совершенствуется система дополнит. образования, связан. с повсемест. откр. ДМШ, детских школ искусств, детских художеств. школ.
Лит.: Музыкальная культура Сибири. Т.2, кн.2. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; Головнева Н.И. Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920 – 1985). Новосибирск, 1994; Справочник для поступающих в вузы. М., 2005; Музыкальная культура Сибири: учебник. Новосибирск, 2006.
Л.П. Робустова
Коллектив / МКС категория
- Новосибирская консерватория им. М.И.Глинки
- Музыкально-педагогическое отделение Абаканского педагогического училища
- студенческий оркестр Омского музыкального училища им.В. Я. Шебалина
- Институт искусств ХГУ им.Н.Ф.Катанова
- Кафедра этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории
- Кафедра народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
- Кафедра истории музыки Новосибирской консерватории
- Оркестр русских народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
- Кафедра общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
- Кафедра гуманитарных дисциплин Новосибирской консерватории
- Школьный оркестр поселка Мундыбаш Кемеровской обл
- Кафедра истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки
- Cовет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 999.025.04 при Дальневосточном федеральном университете
- Кафедра композиции Новосибирской государственной косерватории
- Кафедра теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Произведение / МКС категория
Творческое, научное, религиозное событие / МКС категория
- Одиннадцатый международный фестиваль белорусской музыки "Карагод сяброу"
- Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии
- Байкальские встречи - VIII: историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития
- Образование и культура 21 века.
- Наше наследие: формирование устойчивой модели развития народной художественной культуры в современном мире.
- Конкурс работ по музыкальной критике и журналистике имени И.И. Соллертинского
- Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии
- 1-е музыкальное собрание Тобольского отделения ИРМО 17-го октября 1879 года (сезон 1879-1880).
- Первый концерт Тобольского отделения ИРМО 10.03.1884 (сезон 1883-1884 гг.)
- Научная конференция, посвященная 60-летию кафедр истории и теории музыки НГК им. М.И. Глинки
Учреждение / МКС категория
- Бакинское музыкальное училище
- Свердловское музыкальное училище
- Абаканское педагогическое училище
- Барабинский филиал Новосибирского областного колледжа культуры и искусств
- Школа звонарей
- Новосибирский областной колледж культуры и искусства
- Детская музыкальная школа №2
- Первая советская музыкальная школа
- Детская музыкальная школа №1
- Лицей (колледж) Новосибирской государственной консерватории
- Верхнеудинское духовное приходское училище
- Дальневосточный федеральный университет
- Амурское областное музыкальное училище
- Дальневосточная государственная академия искусств
- Иркутское духовное уездное училище
- Женский благородный институт
- Иркутское духовное приходское училище
- Духовное камчатское Петропавловское училище
- Кемеровский государственный университет культуры и искусств
- Кемеровское музыкальное учлище
- Прокопьевское музыкальное училище
- Духовная школа
- Улан-Удэнское Театрально-музыкальное училище
- Кяхтинское училище искусств
- Томская духовная гимназия, 1808
- Учительский институт
- Училище кантонистов
- Уездное училище
- Музыкальное отделение Красноярского педагогического училища им А. М. Горького
- Малое народное училище
- Красноярская межвузовская ассоциация «Интеллект и культура»
- Норильский колледж искусств
- Красноярская губернская мужская гимназия
- Красноярская губернская женская гимназия
- Духовная "латинская" школа
- Епархиальное женское училище
- Духовное училище
- Духовная семинария
- Томское духовное уездное училище
- Томское духовное приходское училище
- Омский государственный педагогический университет
- Омский филиал Алтайского государственного института культуры
- Тобольская архиерейская школа (семинария) 1703 - 1808
- Частная музыкальная школа К. Томашинской 1902
- Музыкальные классы Томского отделения Императорского Русского музыкального общества 1893
- Московское военно-музыкальное училище
- Средняя специальная музыкальная школа им. Э. Дарзиня
- Иркутский университет
- Камчатское областное музыкальное училище
- Гимназия №12 музыки и театра
- Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при Красноярской государственной академии музыки и театра
- Детская школа искусств "Гармония"
- Казанская консерватория
- Оренбургское музыкальное училище
- Детская школа искусств № 14 г. Новосибирска
- Детская школа искусств №7 имени А.П. Новикова
- Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова
- Забайкальское краевое училище искусств
- Саратовская консерватория
- Хабаровское музыкальное училище
- Нижегородская государственная консерватория
- Верхнеудинская музыкальная школа
- Барнаульское государственное музыкальное училище
- Дом ученых Сибирского отделения Российской академии наук
- Алтайская государственная академия искусств и культуры
- Красноярский педагогический колледж им. А. М. Горького (Красноярская учительская семинария)
- Красноярская государственная академия музыки и театра
- Музыкальный колледж ХГУ им. Н. Ф. Катанова
- Народное училище
- Магаданское государственное училище искусств
- Омское музыкальное училище (колледж) им. В. Я. Шебалина
- Алтайский краевой колледж культуры
- Рубцовский государственный музыкальный колледж
- Бийский государственный музыкальный колледж
- Барнаульский государственный педагогический колледж. Отделение музыкально-художественного образования
- Факультет искусств Алтайского государственного университета
- Тобольское училище искусств и культуры им. Алябьева
- Институт искусств и культуры при Томском государственном университете
- Областное государственное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования "Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова"
- Музыкальный колледж Института искусств ХГУ им. Н. Ф.Катанова
- Детская музыкальная школа № 8 г. Новосибирска
- Якутский музыкальный колледж им. М. Н. Жиркова
- Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича
- Улан-Удэнское музыкальное училище им П. И. Чайковского
- Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
- Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского
- Курганский областной колледж культуры
- Русское музыкальное общество
- Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского
- Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова
- Детская школа искусств № 22 г. Новосибирска
- Детская школа искусств № 24 "Триумф" г. Новосибирска
- Детская школа искусств г. Оби
- Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (Институт) имени В. А. Босикова
- Новосибирское государственное хореографическое училище
Персоналия / МКС категория
- Павлючик Владимир Константинович
- Шумилова Элеонора Ивановна
- Невитов Михаил Иванович
- Леонова Татьяна Георгиевна
- Фибих Лидия Васильевна
- Аркин Ефим Яковлевич
- Хинчин Лия Яковлевна
- Чабовская Наталия Игоревна
- Сыпченко Василина Витальевна
- Чмых-Пегасова Н.
- Виноградов Павел Михайлович
- Алексеева Надежда Николаевна
- Аштаев Анатолий Иванович
- Аштаева Ольга Петровна
- Балханова Татьяна Геннадьевна
- Бальжинимаев Вячеслав Дашинимаевич
- Леман Альберт Семёнович
- Подъельский Вячеслав Андреевич
- Ольхов Константин Абрамович
- Давиденко Александр Александрович
- Антипова Юлия Владимировна
- Дубровская Марина Юзефовна
- Еременко Галина Анатольевна
- Недоспасова Анна Павловна
- Аунс Маргарита Владимировна
- Леонова Наталья Владимировна
- Брагинский Юрий Александрович
- Черничка Геннадий Павлович
- Гончаренко Светлана Сергеевна
- Вогралик Наталия Александровна
- Стремоусова Лидия Николаевна
- Лавелина Жанна Алийевна
- Гоц Тамара Анатольевна
- Мурашова Наталья Сергеевна
- Париман Александр Александрович
- Покровская Надежда Николаевна
- Прудник Владимир Афанасьевич
- Ментюков Александр Павлович
- Милованова Юлия Алексеевна
- Демешко Галина Андреевна
- Демидова Елена Петровна
- Светлова Ольга Александровна
- Варга Ольга Ивановна
- Ваулин Александр Васильевич
- Дамбадоо Нацагдорж
- Шевчук Леонид Николаевич
- Дамбуева Валентина Цыденовна
- Кудряшов Юрий Алексеевич
- Проститов Олег Леонидович
- Русинова Ольна Артемовна
- Серебренникова Светлана Владимировна
- Гозенпуд Матвей Акимович
- Робустова Людмила Павловна
- Абашеев Петр Тимофеевич
- Линховойн (Линховоин) Лхасаран Лодонович
- Соллертинский Иван Иванович
- Айвазова Галина Владимировна
- Бочкарева Ольга Александровна
- Боровский Илья Алексеевич
- Чесноков Константин Георгиевич
- Рубцов Петр Федорович
- Курленя Константин Михайлович
- Безлепкин Андрей Анатольевич
- Сорокина Татьяна Степановна
- Панкина Елена Валериевна
- Мравинский Евгений Александрович
- Буланов Вячеслав Борисович
- Бодягин Яков Азарович
- Тосин Сергей Геннадьевич
- Протасова Лариса Иннокентьевна
- Жирков Марк Николаевич
- Дашиева Надежда Базаржаповна
- Лыгденова Вера Дашиевна
- Дугаров Дашинима Санжиевич
- Дашипылов Гур-Дарма Дашипылович
- Алексеева Галина Григорьевна
- Сныткина Надежда Егоровна
- Орлов Николай Федорович
- Решетникова Аиза Петровна
- Николаева Надежда Николаевна
- Егудин Валерий Григорьевич
- Михайленко Аркадий Георгиевич
- Санникова Наталья Владимировна
- Муруев Юрий Фролович
- Кондратьева Энгельсина Александровна
- Добрынина Мария Федоровна
- Довнарович Любовь Григорьевна
- Евтушенко Галина Михайловна
- Каржаубаева Аралтай Исаевна
- Китов Виктор Васильевич
- Конева Татьяна Николаевна
- Матханова Тамара Михайловна
- Михайлов Виктор Андреевич
- Назарова Венера Хушиновна
- Николаева Дарима Анатольевна
- Огнев Олег Владимирович
- Прибылов Александр Александрович
- Рябчикова Лариса Александровна
- Савельева Людмила Васильевна
- Близнюк Елена Романовна
- Барон Анна Семеновна
- Южакова Елена Васильевна
- Степанова Людмила Андреевна
- Судакова Оксана Николаевна
- Чернова Эржэн Антроповна
- Шойдагбаева Галина Бадмажаповна
- Кенель Александр Алексанрович
- Пейко Николай Иванович
- Рожков Александр Никитич
- Пыльнева Лада Леонидовна
- Фенина Наталья Григорьевна
- Феоктистов Владимир Тимофеевич
- Мазепус Владимир Владимирович
- Лескова Татьяна Владимировна
- Звягина Светлана Александровна
- Рагс Юрий Николаевич
- Крахалёва Ольга Владимировна
- Умнова Ирина Геннадьевна
- Марксон Абрам Леонтьевич
- Лесовиченко Андрей Михайлович
- Титкова Элеонора Ивановна
- Юкечев Юрий Павлович
- Фролов Маркиан Петрович
- Коляденко Нина Павловна
- Тюрикова Елена Витальевна
- Карелина Екатерина Константиновна
- Гвоздев Алексей Владимирович
- Александрова Людмила Викторовна
- Ромм Валерий Владимирович
- Гуренко Евгений Георгиевич
- Минасян Виктор Меликович
- Казанцева Татьяна Генриховна
- Карпычев Михаил Георгиевич
- Бражников Максим Викторович
- Урсегова Наталья Александровна
- Комарова Елена Эрнстовна
- Молчанов Андрей Сергеевич
- Аюшеев Дандар Дампилович
- Батуев Жигжит Абидуевич
- Александровский Лазарь Ефимович
- Карань Галина Никитична
- Котляревский Иван Арсеньевич
- Муров Аскольд Федорович
- Цыбикова-Данзын Инесса Александровна
- Мурова Алла Федоровна
- Санжиева Лариса Николаевна
- Руднева Анна Васильевна
- Щуров Вячеслав Михайлович
- Иванов-Радкевич Павел Иосифович
- Анохин Андрей Викторович
- Израйлевич Леонид Иосифович
- Бюрбе Саая Манмырович
- Новикова Ольга Владимировна
- Иванов-Балин Григорий Иванович
- Осипова Валентина Дмитриевна
- Степанов Захар Константинович
- Куницын Олег Иосифович
- Мичков Павел Александрович
- Юферова Ольга Александровна
- Нечаев Константин Николаевич
- Хейфец Илья Мирович
- Осипенко Галина Анисимовна
- Галицкая Саволина Паисиевна
- Маркаич Эдуард Николаевич
- Веселков Федор Петрович
- Шиндин Борис Александрович
- Кравцов Евгений Николаевич
- Иванова Полина Николаевна
- Лакин Константин Михайлович
- Александров Илья Иванович
- Изранова Екатерина Михайловна
- Столяр Роман Соломонович
- Меремкулов Олег Иванович
- Асанов Вячеслав Владимирович
- Максимова Анастасия Михайловна
- Файн Яков Наумович
- Кац Арнольд Михайлович
Источник / МКС категория
- Работа кафедры народного хора по изучению и сохранению народной культуры
- Материалы первого семинара Западно-Сибирского регионального вузовского центра по фольклору
- Бурятская музыкальная литература: Вып. 2.
- Сборник Бурят-монгольских песен для начальной школы
- Некоторые тенденции формирования современного домрового репертуара
- Запись и расшифровка народных песен (бурятский фольклор)
- Чтение хоровых партитур
- Методика работы с хором
- Некоторые проблемы активизации музыкального мышления студентов при формировании навыков чтения с листа и транспонирования.
- Основные методические принципы работы с детским фольклорным хоровым коллективом
- Специфика работы над ансамблем в вокально-хоровых коллективах
- Хоровая аранжировка
- Переосмысление принципов организации вузовской подготовки специалистов в области культуры и искусства
- Учебное пособие для ятаги
- Вестник Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова
- 75 лет Улан-Удэнскому музыкальному колледжку им. П. И. Чайковского. Из истории теоретико-композиторского отделения.
- Бурятская музыкальная литература: Вып. 1.
- Хрестоматия по гармоническому анализу (на примере пентатонической музыки)
- Из истории музыкальной культуры г. Магнитогорска. С. Г. Эйдинов.
- Композиционные особенности камерно-вокальных сочинений Ю. Юкечева в соотношении с поэтическими текстами
- Рок в системе культуры: по материалам социологического исследования
- Инструментальные концерты И. Хейфеца (некоторые особенности трактовки жанра)
- Педагогический потенциал бурятского национального музыкального искусства.
- Творческие формы воспитания слуха в условиях стилевого сольфеджио
- Народная культура (IV)
- Музыкальная культура Сибири: В 3-х т.
- Отчет о деятельности Томского отделения Императорского Русского музыкального общества за 1886-1887 год.
- Отчет Тобольского отделения Императорского Русского музыкального общества за сезон 1879-1880 гг.
- Библиография Сибири, Монголии, Манджурии и Кореи за 1897 г. Ч.1.
- Библиография работ и статей по Забайкалью и Монголии в изданиях Восточно-Сибирского отдела ИРГО. 1851-1901.
- Живая традиция
- Актуальные проблемы композиторского творчества Сибири.
- История музыкальной культуры Сибири: методологические аспекты исследования.
- Концепция интеллектуальных систем как средство организации деятельности музыковеда.
- О стиле в музыке (к постановке проблемы)
- О множественности жанровых истоков концертов Р. Щедрина.
- Взаимодействие жанров как фактор обновления стиля в симфоническом творчестве Р. Щедрина.
- Рок-музыка и традиционные общественные ценности: от конфронтации к взаимодействию (по материалам социологического исследования в Новосибирске)
- К изучению мистического и обрядового аспектов в рок-музыке.
- Анализ музыкального произведения в поисках художественного смысла
- К проблеме стилевого и жанрового синтеза в симфонических произведениях Р. Щедрина 80-х годов
- Проблема трансляции традиционных культур Востока в русской музыке XX века. К вопросу о воспроизведении восточного художественного сознания.
- О применении методов теории информации в отечественном музыкознании
- Программа дисциплин музыкально-теоретического цикла (сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений) для Музыкального лицея Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки
- Общие требования к методическому обеспечению по дисциплинам теоретического цикла в Лицее НГК
- Образцы экзаменационных диктантов по сольфеджио для поступающих в новосибирскую государственную консерваторию (академию) им. М. И. Глинки
- Молодежная культура Новосибирска на пороге XXI века
- Статья Альфреда фон Эрмана "Ужасный Брамс". Перевод и комментарии.
- 101 инструктивное задание по сольфеджио. Пособие для высших музыкальных учебных заведений
- Постмодернизм и проблемы методологии современного искусствознания
- Музыкальная культура XX века в отечественном искусствознании и педагогике
- Три эссе о Дон Жуане. К исследованию имагинативного абсолюта одноименной мифологемы
- Новосибирский рок-н-ролл: молодежная протестная экспансия 80-х годов и формы ее социального воплощения
- Образы веры и трагедии поздней советской культуры в публицистических очерках А. Мурова
- История Сибири в "Тобольской симфонии" А. Мурова
- Образцы экзаменационных диктантов по сольфеджио для поступающих в новосибирскую государственную консерваторию (академию) им. М. И. Глинки
- Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики
- Вопросы компьютеризации в контексте деятельности кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории
- Симфонизм А. Ф. Мурова. Вопросы музыкальной драматургии, формы и жанра. Лекции по курсу истории музыкальной культуры Сибири для студентов ТКФ.
- О современной исторической методологии (лекции по курсу "практика научного исследования" для студентов ТКФ)
- Новосибирское рок-движение
- Мифологемы бунта в музыкальной культуре Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия.
- О парадоксах и нерешенных проблемах профессионального образования музыковеда
- Парадигмы развития региональной отечественной культуры (на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия)
- Культурологические идеи Ф. Ницше и их отражение в отечественном культурном сознании
- Культурологические идеи Ф. Ницше и их отражение в отечественном культурном сознании
- Заветы Шостаковича Сибирской композиторской организации
- Советская региональная культурная политика и развитие музыкального искусства в Новосибирске
- Культурологиечские идеи Ф. Ницше как импульс для формирования моделей культурного сознания
- О принципах исторического описания культуры
- О формировании исследовательского подхода к новейшей истории культуры
- Симфония как индивидуальный путь познания нравственного абсолюта
- Disputatio. Место искусства в современном мире
- Образцы экзаменационных диктантов по сольфеджио для поступающих в новосибирскую государственную консерваторию (академию) им. М. И. Глинки 2004-2008
- Учебно-методический комплекс дисциплины "Анализ музыкальных произведений"
- Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им.В.А. Босикова.