Образование и просвещение

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ. Основы муз. образования заложили воен. оркестры, при к-рых проводилось обучение музыкантов. Как система М. о. начало складываться в XVIII в., было связано, преимущественно, с просвет. деятельностью церкви. Приезд в Тобольск митрополита Филофея Лещинского (1702-26) знаменовал открытие архиерейской школы – одной из первых в России, в к-рой учащиеся изучали «пение по ноте». Открылись школы при Верхотурском, Далматовском и Туруханском муж. монастырях. Дело Филофея продолжили послед. митрополиты. В 1741 исследователем Г.-В. Стеллером организована первая на Камчатке школа для казацких детей и новокрещенных. Вторую создали В. Беринг и А.П. Чириков. Антоний II Нарожницкий (1743 48) не только открывал школы по всей Сибири, но и преобразовал тобольскую духовную школу в семинарию. Учащимся преподавали уроки пения, а с 1763 они читали в церкви и пели на клиросе. К сер. XVIII в. обозначились осн. типы муз. обучения: конфессиональное, военное, гражданское; частное, муниципалитетное, гос., домашнее и школьное. Последнее было не только духовное, но и светское, не только общеобраз., но и специализированное. Светское М. о. представлено воен. учеб. заведениями. В них обучали «музыке барабанщичьей, науке играть на флейте», хоровому пению. К 1713 в Тобольске существовала воен. школа низшего разряда (гарнизонная) для детей солдат и военнослужащих – одна из первых в России. В нач. 1730-х гг. такая же школа была создана в Якутске. Во 2-й пол. XVIII в. воен. учеб. заведения открылись в Иркутске, Селенгинске, Красноярске, Енисейске, Томске, Бийске. Они обогатили регион подготовленными исполнит. кадрами, укреплявшими местные исполнит. кол-вы. Гражданское М. о., связан. с церковным пением «по ноте», существовало в частных школах Кузнецка, Ялуторовска, Кургана, в первой гор. школе Иркутска. В 1789 гор. школы были преобразованы в гл. нар. уч-ща (Тобольское, Колыванское, Иркутское). В них преподавалось нотное пение. В 1805 открылись гимназии в Иркутске и Тобольске. В Иркут. гимназии проводилось двухчасовое занятие по «изящным наукам» в первом и втором классах, а в третьем читался курс эстетики.

В первой пол. XIX в. обязат. М. о. сохранялось только в духовных учеб. заведениях Сибири, кол-во к-рых неуклонно росло. На протяжении 1811-18 в Тобол. семинарии преподавались теория музыки и сольфеджио. Сиб. семинарии подготовили несколько выдающихся ученых и обществ. деятелей, сыгравших значит. роль в развитии муз. культуры (А.П. Щапов, отец и сын Шашковы). С. Шашков (отец) стал проф. музыкантом. В XIX в. особо значимым становится гражд. М. о. в школах, казачьих уч-щах, гимназиях. В учеб. программах большое кол-во часов отводилось пению и танцам, как напр., в Тобол. гимназии. С 1836 в ней преподавал поэт П.П. Ершов, к-рый большое внимание уделял развитию «умственных сил» и муз. вкуса учащихся. В 1837-38 гимназистов обучал партесному пению учитель искусств Г.П. Мертлич. С 1848 церковное пение было введено в кач-ве обязат. дисциплины. В 1845 в Иркутске открылся Девичий институт. Муз. занятия в нем вели выдающиеся специалисты: С. Шашков, В.П. Быкова (1858 79) – воспитанница Смольного института (преп. фортепиано), позже ? выпускники С.-Петербург. консерватории – А.Ю. Генита-Пилсудский, И.А. Анин, С.Г. Румшийский, Е.Г. Городецкая, Р.А. Иванов, М.Н. Синицин. В 1830-е гг. начала развиваться музыкально-обществ. деятельность декабристов. П.Н. Свистунов организовал в Минусинске дет. хор. В Ялуторовске М.И. Муравьев-Апостол занимался с детьми по образцу: пение - слушание музыки - танцы. М.Н. Волконская, жена декабриста, принимала участие в работе хора Иркут. женского института. Существовали индивид. формы обучения на разл. инструментах. Самым значит. вкладом декабристов явилось создание муз. школ в Петровске (1833 ?) и Тобольске.

Во втор. пол. XIX – нач. ХХ в. в Сиб. начала складываться принципиально новая форма спец. муз. подготовки. После неудачных попыток орг-ции школ в Омске, Нерчинске, Иркутске и Томске, первым жизнеспособным учеб. заведением стали муз. классы в Томске (1894). Обучение осуществлялось по программам, соответств. первым пяти годам обучения в Москов. консерватории. «Проверочные» испытания проводились в присут. дирекции Томского отдел. Императорского рус. муз. общества. Первоначально обучение велось по классу скрипки и фортепиано. Наибольшего расцвета учеб. заведение достигло при директоре В.А. Цветкове – певце, быв. артисте Имп. театров. При муз. классах были откр. регентские курсы. Их программа вкл. сольфеджио, элементарную теорию музыки, гармонию, историю церков. музыки, основы игры на скрипке и фортепиано, дирижирование. В янв. 1912 Томские муз. классы были преобразованы в муз. уч-ще.

Позже открылись Иркут. муз. классы (1901), функционировавшие 13 лет (первый директор – выпускник Петербург. консерватории С.Г. Румшийский), муз. классы в Тобольске (1903), Омские муз. классы (1910). Первым директором и преподавателем по классам скрипки и духовых инструментов в Омске стал И.Ф. Гровес. Пед. состав был укомплектован выпускниками разл. консерваторий. Среди них – О.Д. Семенова, у к-рой в советское время в дет. муз. школе № 1 учился В.Я. Шебалин – изв. советский композитор. Его имя носит Омское муз. уч-ще. Существовали частные муз. школы в Томске (1901), Иркутске (1905), Новониколаевске (1916). Открылись школа при Филармонич. об-ве в Омске, классы Первого сиб. хорового певческого общества (1909), Народная консерватория в Томске (1917), к-рая должна была давать М. о. широким слоям населения и готовить нар. учителей музыки. Ее возглавил проф. Томск. ун-та Н.А. Александров (отец советского композитора А.Н. Александрова) – изв. в городе обществ. и муз. деятель. Однако это учреждение, как и аналогич. в Барнауле, Красноярске и др. городах, не могло дать полноцен. высш. муз. образования.

В 1920-е гг. они были повсеместно закрыты или преобразованы в муз. техникумы или школы. Др. достижением культуры второй пол. XIX – нач. ХХ в. является становление массового муз. воспитания и образования, связан. с введением уроков пения и инструм. музыки в общеобразоват. учеб. заведениях, гл. обр. в церковноприходских школах. Сред. духовное образование давали шесть семинарий и пять уч-щ, к-рые готовили учителей. Светские учеб. заведения также пополняли корпус педагогов, в т.ч. и в области муз. воспитания и образования. В этом деле особ. успехов добился Девичий институт, в к-ром в 1880-е гг. преподавал В.С. Шевич – один из прогрессивных методистов, автор работы «О преподавании музыки» (первой, созданной в Сибири). 1920–21 – переломные в истории развития М. о. в Сибири. Организуются учеб. заведения, раздельно выполняющие задачи проф. и общего М. о.: муз. техникумы и консерватории – с одной стороны, нар. консерватории, муз. школы, студии, кружки – с другой. Показательно наличие трех высш. учеб. заведений, сочетавших в себе три ступени М. о.: Высшей муз. школы в Томске, Иркут. муз. ун-та, Единой муз. школы трех ступеней (Сиб. гос. консерватория) в Омске. Однако вследствие эконом. кризиса вместо Единой школы создан Омский музыкально-пед. техникум (1921), Высш. муз. школа в Томске переим. в муз. техникум (1922), а Иркут. муз. ун-т переим. сначала в Народную консерваторию, а затем в муз. техникум. С 1933 базу проф. М. о. в Сибири сост. муз. техникумы (позже – уч-ща) Омска, Томска, Иркутска, Красноярска, Читы. С отделением от них муз. школ начинает формироваться сеть нач. учеб. заведений – дет. муз. школ (ДМШ). Активному развитию ДМШ способствовало откр. в 1934 Новосиб. школы № 1 под рук. М. Невитова. В 1936 появились первые ДМШ в Прокопьевске и Новокузнецке, в 1938 в Анжеро-Судженске и Кемерово, в 1941 в Ленинск-Кузнецком. Завершившаяся реформа М. о. унифицировала учеб. заведения и ориентировала их на профессионализацию.

В 1940-е гг. откр.: новые отд. в Иркут. муз. уч-ще, муз. училища в Кемерово, Новосибирске; увеличивается кол-во ДМШ. В сер. 1930-х гг. начинает повсеместно складываться система подготовки кадров для дошк., общеобразоват. учреждений и самодеятельности: откр. муз. отделения при педагогических уч-щах и институтах, создаются культ.-просвет. училища. С 1920-х гг. активно развивается М. о. в авт. республиках. В Бурятии первая муз. школа появилась в 1920. В 1931 там готовились кадры ср. квалификации на муз. отделении техникума искусств, с 1934 – в муз.-театральном уч-ще. М. о в Якутии в 1920-е гг. существовало в виде студийного движения. В 1931 была создана Музо-мастерская при Якут. драм. театре, в 1944 - первая муз. школа. В конце 1940-х гг. в Якутске откр. музыкально–художеств.–хореограф. (с 1958 – муз.) училище. В 1942 начала работать первая ДМШ в Хакасии (Абакан). В 1947 орг. ДМШ в Туве (Кызыл).

Первая муз. школа в Горно-Алт. авт. обл. появилась в 1952. 1950-е гг. стали переломными в развитии проф. М. о, что было обусловлено откр. в 1956 Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (НГК) – первого сиб. муз. вуза, существенно изменив. культ. статус всего региона Ключевое положение НГК связано с завершением формирования целостной трехзвенной системы подготовки кадров (школа – училище вуз.) В 1960–80-е гг. открыты муз. факультет Иркут. пед. института (1962), Вост.-Сибирский институт культуры в Улан-Удэ (с 1964 ведется обучение по муз. специальностям), Кемеровский (1969) и Алтайский в Барнауле (1975) институты культуры, Краснояр. гос. институт искусств (1978, см. Красноярская государственная академия музыки и театра). Действуют двадцать два муз. уч-ща, несколько уч-щ культуры и пед. уч-ща с муз. отделениями, более тысячи муз. школ. Открываются муз. уч-ща в Барнауле и Тюмени (1956), Чите (1957), Абакане и Кызыле (1960), Прокопьевске (1962), Бийске и Норильске (1967), Братске, Рубцовске и Барабинске (1969), Сургуте (1972), Новокузнецке (1974), Кяхте (преобраз. в 1977 из уч-ща культуры, в 1989 вернулось к первоначальному статусу).

В посл. десятилетия открыты: Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (1993) и Арктический гос. институт культуры и искусств (2000). Нек-рые высш. учеб. заведения получают статус университета, академии. Высш. М. о начали осуществлять мн. учеб. заведения Сибири: Алтайский государственный институт искусств и культуры, Алтайский государственный университет, Томский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет и др. Откр. новые муз. уч-ща (Курган, Мариуполь, Тобольск), нек-рые преобраз. в уч-ща искусств, становятся колледжами. Совершенствуется система дополнит. образования, связан. с повсемест. откр. ДМШ, детских школ искусств, детских художеств. школ.

Лит.: Музыкальная культура Сибири. Т.2, кн.2. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005; Головнева Н.И. Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920 – 1985). Новосибирск, 1994; Справочник для поступающих в вузы. М., 2005; Музыкальная культура Сибири: учебник. Новосибирск, 2006.

Л.П. Робустова

Коллектив / МКС категория

Произведение / МКС категория

Творческое, научное, религиозное событие / МКС категория

Учреждение / МКС категория

Персоналия / МКС категория

Источник / МКС категория

Музыкальный инструмент / МКС категория

Поделиться в социальной сети: