Научные направления

НАУЧНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  В СИБИРСКОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

 

Информация об отдельных сторонах сибирской музыкальной культуры начинает спорадически появляться   во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия. В местной прессе публикуются рецензии, обзоры, очерки, освещающие  различные стороны  музыкально-театральной жизни, музыкального просвещения и быта. Существенная роль в развитии  этих тенденций принадлежит критику Р. Иванову. В 60-80- е гг. вопросы музыкальной культуры   обсуждаются известными представителями сибирской публицистики, известными общественными деятелями  и краеведами Г. Н. Потаниным, Н. М. Ядринцевым, А. П. Щаповым, С. С. Шашковым. Крупнейшим исследователем  фольклора коренных этносов Сибири  в начале ХХ в.  стал   этнограф А. В. Анохин. Все обозначенные (и многие другие) явления стали основой развития науки о музыке последующего времени.

 Научные направления музыковедческого профиля в их системной совокупности  стали формироваться  в Сибири во второй половине 50-х гг.  вместе с открытием Новосибирской консерватории и организацией единой историко-теоретической кафедры, объединяющей специалистов  в различных  областях  музыкального знания.  На начальном этапе становления НИР вуза,   в качестве приоритетных   разрабатывались  вопросы истории и теории  классической музыки, отечественной и западноевропейской. Традиции исследования в данном направлении закладываются работами Н. Ф. Орлова, Л. Я. Хинчин, А. Н. Котляревского и продолжались  в последующие десятилетия в  исследованиях Ю. В. Антиповой, С. С. Гончаренко, С. С. Коробейникова, Ж. А. Лавелиной, Т. Ф. Ильиной, М. В. Монаховой. А. Г. Михайленко, Н. М. Найко, Я. Н. Файна, И. А. Шапошникова.

С разделением   в  1959 г.  единой музыковедческой кафедры на две самостоятельные - истории и теории – определяются центры исторического и теоретического музыкознания.  Расширяются хронологические границы  научного знания: множатся работы, связанные, с одной стороны, с проблемами старинной, с другой – современной музыки. Особая роль в становлении этих процессов принадлежит А. Н. Котляревскому – знатоку европейской музыкальной культуры ХVII-ХVIIIвв.  и Ю. Г. Кону, внедрившему в научный обиход консерватории факты и явления музыкальной культуры ХХ в.

Последующему  развитию научных направлений в сибирском музыкознании способствовали   существенные для этого процесса обстоятельства,   сопряженные  с появлением на территории Сибири в 60-е и последующие годы новых вузов культуры и искусств или вновь созданных творческих подразделений внутри уже существующих высших учебных заведений. Так, 1962 г. открыт Дальневосточный Институт искусств, в 1968 – Хабаровский Институт культуры,  в 1969 г. -  Кемеровский Институт культуры, в 1977 г. -  Красноярский Институт искусств, в 1989 г. кафедра хорового дирижирования при Омском университете, в 1999 Институт искусства и культуры при Томском университете, в 2011 г. Институт искусств при Сибирской академии права, экономики и управления (г. Иркутск).  Их организация  сопровождалась активизацией  межвузовского   движения научных кадров.  Вновь открытые учебные заведения или  структурные подразделения насыщались,  в том числе,  выпускниками Новосибирской консерватории, обогащёнными   её  исследовательскими традициями.  Одновременно молодые педагоги названных вузов поступали в аспирантуру НГК и при благоприятных условиях защищали в её стенах диссертации. (В регионе и до   настоящего времени действует  единственный  диссертационный совет по специальности 17.00.02 – музыкальное искусство).

Так,   с конца 60-х гг. ХХ столетия на территории Сибири  складывалось единое научное пространство, представленное всем многообразием  направлений. В их формировании  участвуют представители Дальнего Востока (С. А. Айзенштадт, Г. В. Алексеева, С. Ю. Лысенко, О. М. Шушкова,  Ю. Л. Фиденко). Кемерово (И. Г. Умнова), Красноярска (И. В. Белоносова, Л. В. Гаврилова, И. В. Ефимова,  Н. М. Найко.Э. М. Прейсман,  Е. С. Царёва), Омска (М. А. Белокрыс), Томска (Л. В. Булгакова), Иркутска (О. П. Новосёлова) и др.   Как и в деятельности НГК, в их исследованиях  обозначилась  тенденции,  связанные  с целенаправленным  расширением спектра научных направлений

 Проблемы доклассической музыки получают развитие в  исследованиях Л. В. Александровой,   В. К. Сторожука, Т. С. Сорокиной. А. М. Лесовиченко,  А. П. Недоспасовой, О. М. Шушковой.    Серьёзным импульсом систематического  интереса к  исследованию  европейской доклассической музыки послужили  научные изыскания Е. В. Панкиной, её кандидатская диссертация «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины ХV – первой трети ХVI вв.»  Эта линия  нашла  продолжение в работах  Т. В. Смирновой,  А. А. Мальцевой, А. В. Переваловой, С. В. Сараевой, Е. З. Ишанкуловой, Р. Р. Жалеевой и др.  

Многообразные аспекты исследования современной музыки отражены в работах  Е. И. Ароновой, М. Н. Бакуменко, С. С. Гончаренко,  Т. А. Гоц,  Г. А. Демешко, Г. А. Ерёменко, С. С. Коробейникова,  А. П. Ментюкова,   А. С. Молчанова, Л. Л. Равикович, Н. В. Санниковой,  Т. С. Сорокиной, Н. Г. Сосновой, П. О. Тончук, Я. Н. Файна,    О. А. Юферовой.  Среди них выделяются работы, посвящённые проблемам отечественной музыке: Гаврилова Л. В. Музыкально-драматическая поэтика С. Слонимского: парадигмы метатекста,   Умнова И. Г. Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества, Демешко Г. А. Диалогические традиции современного отечественного инструментализма,  Войткевич С. Г. Художественный мир  Ф. М. Достоевского в отечественной опере последней трети ХХ века,  Яськевич И. Г.  Новая российская опера в контексте постмодернизма.

От первых лет становления в НГК научной мысли ведёт начало направление, связанное с  исследованием различных феноменов региональной принадлежности. Речь идёт об одном из наиболее важных  для   вузов культуры и искусства направлений «Музыкальная культура Сибири». Традиции изучения музыкального фольклора проживающих на территории  коренных народов были заложены  А. М. Айзенштадтом и продолжены музыковедами разных поколений. Среди них: Ю. И. Шейкин, В. В. Мазепус, З. К. Кыргыс, Г. Г. Алексеева,  Н. М. Кондратьева,   Г. Б. Сыченко, Р. Б. Назаренко, О. В. Новикова, Т. В. Павлова,  О. Э. Добжанская, Г. Е. Солдатова, Л. Д. Дашиева,  А. С. Ларионова, А. Д-Б. Монгуш, Н. С. Капицына,  А. Д. Татаринова, Е. Л. Тирон, Ю. С. Горбачева. В русле данного направления лежит капитальное исследование Ю. И. Шейкина «История музыкальной культуры народов Сибири».

В конце 80-х гг. ХХ столетия предметом внимания сибирских музыковедов стала культура буддийского культа. Её первой исследовательницей стала В. Ю. Сузукей – автор книги «Тувинские традиционные музыкальные инструменты».  Последующее развитие этот тематический срез получил в работах Д. Д. Дондупова и в диссертации Е. К. Карелиной «История тувинской музыки  от падения династии Цин и до наших дней». В 2000-х гг. Г. Б. Сыченко начата работа по изучению буддийских ритуалов Непала.

Первые статьи о фольклоре переселенцев Сибири также принадлежат А. М. Айзенштадту. Впоследствие эта тема разрабатывается  Н. В. Леоновой и её последователями Н. А. Урсеговой,   Е. И. Жимулёвай,  О. В. Крахалёвой, П. С. Шаховым.

Проблемами, связанными с формированием в регионе  музыкальной культуры европейского типа в 1960-е гг. занимались  Е. М. Зингер и Т. А. Роменская. Далее это направление наполнилось      тематическими   срезами      демонстрирующее  самые разнообразные   подходы  музыковедов к проблематике. Среди них: композиторское творчество, исполнительство, образование, музыкальные жанры, музыкальная жизнь городов,  массовая культура,  исторические реалии становления академической  культуры в национальных республика.  Одни исследователи сосредоточили  внимание на отдельных периодах формирования сибирской культуры, другие ставят своей задачей создание  труда, обобщающего   события музыкальной культуры в самых широких хронологических  границах. Разнообразные аспекты академической культуры региона отражены в трудах А. А. Асиновской,  М. А. Белокрыса,  И. В. Белоносовой, Н. И.  Головнёвой, С. С. Гончаренко, Е. К. Карелиной,  М. Курлени, Т. В. Лесковой,  А. П. Недоспасовой, О. П. Новосёловой,  Г. А. Осипенко,  О. Н. Поляковой,  А. Н. Прониной, Е. В. Прыгун, Л. Л. Пыльневой, Т. А. Роменской,  О. Ф. Турчиной, Б. А.Шиндина, М. Г. Шуряк.

Развитие региональной проблематики  связано с различными формами представления результатов НИР, прежде всего конференциями, семинарами,  материалами  конференций,  монографиями. Так,  в  1994 г. вышла в свет   монография Т. А. Роменской «История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 г.», в 1997 г. издана коллективная монография «Музыкальная культура Сибири» (в трёх томах, шести книгах), в 2013 г.    монография  Л. Л. Пыльневой «Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы, Якутии».

Самое пристальное внимание уделяется музыковедами музыкальной культуре сибирских городов. Ей посвящены: коллективные  монографии  «Музыкальная культура Новосибирска»,   «Музыкальная культура Красноярска» (т. I -  III),     монографии  Харкеевич И. Ю.  Музыкальная культура Иркутска, Куперт Т. Ю.  Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А. Г. Рубинштейну),  Белоносовой И. В. Музыкальная культура Читы, Курлени К. М.  Парадигмы развития отечественной музыкальной культуры (на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х – начала 90-х годов ХХ столетия и  Царёвой Е. С.  «Музыкальная жизнь Красноярска от истоков до формирования музыкальной культуры европейского типа»,  исследование М. А. Белокрыса  «Музыкальная жизнь г. Кяхты («Песчаная Венеция») как феномен культурного наследия», его же библиографический словарь в 4-х томах «Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (ХVIII-середина ХХ века»).  Истории семью Ивановых-Радкевичей, их музыкальной деятельности в Красноярске, Петербурге, Москве посвящены публикации Э. А. Ванюковой. Методологическим проблемам исследования  культуры городского типа посвящена статья Б. А. Шиндина «Музыкальная культура города в контексте типологических подходов» (см.  сборник материалов научно-теоретическорй конференции «Музыкальная культура города как художесьтвенная и социальная проблема»).

Вопросам адаптации  в Сибири  традиций европейской духовной музыки посвящены диссертации:  Фиденко Ю. Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХIХ-ХХ веков.   Прониной А. Н. Формирование органной культуры в Сибири: ХIХ – первая треть ХХ века.

Становлению традиций народно-инструментального исполнительства посвящены работы В. А. Аверина и С. А. Звягиной – автору монографии «Русский академический оркестр ГТРК «Новосибирск»: вопросы истории формирования и развития».

Различные стороны музыкальной культуры Сибири освещаются в диссертационных исследованиях,  публикуются научном журнале «Идеи и идеалы» в журналах НГК «Сибирский музыкальный Альманах», «Вестник музыкальной науки», изданиях, рекомендованных ВАК, сборниках научных трудов,  таких как  «Творчество композиторов Сибири: вопросы  музыкального языка и стиля»,  «Музыкальное творчества народов Сибири и Дальнего Востока», «Музыкальная этнография Северной Азии», «Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема» и др. Музыковеды кафедры этномузыкознания  являются  соавторами издаваемой Институтом филологии СО РАН 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

В 1970-1980-е гг.  усилиями Б. А. Шиндина в НГК формируется школа музыкальной медиевистики. Её проблемный спектр отражён  в работах  Т. Г. Казанцевой, Н. С. Мурашёвой,  О. А. Светловой и др. музыковедов-древников.  Заметными  вехами  в становлении сибирской музыкальной медиевистики  стал: коллективная монография  «Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая» и  монография Б. А. Шиндина «Жанровая типология древнерусского певческого искусства», фиксирующие результаты многолетней исследовательской деятельности. Изучению проблем взаимодействия  византийской и древнерусской культур посвящены исследования   Г. В. Алексеевой, например «Проблемы адаптации византийского пения на Руси».  Значительный интерес представляют идеи, изложенные в монографии И. В. Ефимовой «Логос и мелос в знаменномроспеве». Последний рассматривается автором   в контексте православной философско-эстетической теории образа и теории символа.  Вопросы  истории и теории отечественной кампанологии разрабатываются Л. Д. Благовещенской и  С. Г. Тосиным

Открытие в 1990 г. кафедры этномузыкознания позволило включить в сферу научных интересов консерватории круг проблем, связанных с исследованием традиционной музыки стран  Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Их разработке посвящены исследования  А. Г. Алябьевой,  О. В. Жуковой, И Нам Сун, Е. А. Снежковой, Е. В. Шульгиной. Н. И. Чабовской. Событием отечественной японистики стал выход в свет монографии М. Ю. Дубровской «ЯмадаКосаку и формирование японской композиторской школы». К значительным событиям в становлении данного направления следует отнести монографии М. Н. Дрожжиной («Молодые национальные композиторские школы  как явление музыкального искусства ХХ века»),    С. П. Галицкой и  А. Ю. Плаховой («Монодия: проблемы теории»), С. А. Айзенштадта  («Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай,  Корея, Япония)».

 На  начальном  этапе становления сибирского музыкознания формируется направление, интегрирующее  в себе  исторические,  теоретические и методические вопросы музыкально-исполнительского искусства,  проблемы  становления музыкальных жанров и стилей.   Исходной точкой их освоения  стала кандидатская диссертация Е. М. Зингера «Из истории пианизма во Франции: от зарождения до середины ХIХ века». Далее эта линия НИР продолжилась  множеством исследований, среди которых: «История западноевропейского квартета  от истоков до начала ХIХ века Г. Г. Фельдгуна, «История исполнительства на арфе» Н. Н. Покровской, «Скрипичное творчество Брамса»  и «Многокомпонентная система исполнительской техники как основа интерпретаторского творчества скрипача» А. В. Гвоздева, «Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре ХVII-ХХ  веков» Э. М. Прейсмана,  «Динамическое интонирование в искусстве пианиста» Н. С. Бажанова, «Фортепианное искусство как культурологический феномен» Н. И. Мельниковой, «Художественные средства музыканта-исполнителя: парадокс понятия, исторический генезис, структура, функция»  М. И. Бенюмова.

Особое внимание музыковедами НГК уделяется  истории и теории музыкального образования. Первые работы, посвящённые этим вопросам принадлежат Е. М. Зингеру «Из истории музыкального образования в Томске» и Е. А. Гольденбергу «Очерки по истории музыкального образования в городе Новосибирске до 1945 года».   Музыкальному образованию в Новосибирске в дореволюционное и советское время посвящены соответствующие разделы коллективной монографии «Музыкальная культура Новосибирска» авторы – Н. И. Головнёва, А. Г. Михайленко,  Э. А. Цейслер, С. С. Коробейников и др. Комплексу связанных с музыкальным образованием проблем (образование в Сибири, роль консерватории в становлении образования и др.)  посвящены публикации Л. П. Робустовой.Музыкальное  образование в Сибири 20-х гг. ХХ столетия стало объектом внимания Ю. Г. Марченко.  История музыкального образования  в Красноярске  от истоков до начала ХХ века рассмотрена в диссертации Е. В. Прыгун.

Теоретические и методические  аспекты данного направления изложены в работах  Г. Г. Фельдгуна, М. М. Берлянчика, М. Б. Либермана, А. В. Гвоздева, Н. С. Бажанова,  А. В. Крупина, О. А. Киселёвой.

Особую ветвь сибирского музыкознания составляют работы, посвящённые вопросам философии искусства, музыкальной эстетике, культурологии. Первые шаги в формировании данного направления связаны с деятельностью и работами Е. Г. Гуренко, в частности с его монографией  «Проблемы художественной интерпретации (философский анализ)». Далее это направление пополняется работами Г. И. Гильбурда,  Б. В. Селиванова, Л. А. Бердюгиной, Н. И. Мельниковой, Л. В. Александровой, И. П. Кладовой,  К. М. Курлени, М. Г. Карпычева Е. С. Гусевой.

В конце ХХ – ХХI столетии тематические рамки направления расширяются исследованиями, посвящёнными проблемам музыкальной синестетики. Ведущая роль в их  разработке  принадлежит Н. П. Коляденко,  автору монографии «Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века)». В русле обозначенной тематики лежит монография  С. Ю.  Лысенко «Синтетический художественный текст как феномен интерпретации  в музыкальном театре»,  диссертационные исследования С. В. Камышниковой,  Е. А. Приходовской,  А. Н. Мельниковой,  Е. Н. Стариковой.

С середины 1980-х гг. в консерватории начинает культивироваться направление, связанное с использованием в музыкознании и музыкальном образовании новых информационных технологий. Его развитие связано с деятельностью  В. М. Цеханского, С. П. Полозова, А. П. Ментюкова, А. А. Устинова, П. А. Мичкова, М. В. Мурина.

 

В целом, к настоящему времени научные направления, представленные в сибирском музыкознании можно представить в следующей последовательности:

1. Исторические и теоретические проблемы академической  (отечественной и зарубежной) музыки: доклассической классической, современной.

2. Музыкальная культура Сибири:

а) культура коренных этносов;

б) культура сибирских переселенцев;

в) становление и развитие профессиональной музыкальной культуры европейского типа: композиторское творчество, музыкальная жизнь, концертное и театральное исполнительство, музыкальное образование.

3. Исторические и теоретические проблемы музыкальной медиевистики:

а) история и теория древнерусской музыки;

б) музыкальная культура сибирского старообрядчества.

4. Традиционная и академическая музыкальная  культура стран Центрально, Восточной и Юго-Восточной Азии.

5. Исторические и теоретические проблемы музыкально-исполнительского искусства.

6. Исторические и теоретические проблемы музыкального образования, музыкальная педагогика.

7. Музыкальное краеведение.

8. Философия искусства, музыкальная эстетика.

9. Информационные технологии в музыкальной деятельности.

   Б. А. Шиндин

Коллектив / МКС категория

Творческое, научное, религиозное событие / МКС категория

Персоналия / МКС категория

Источник / МКС категория

Поделиться в социальной сети: