Персоналия: Ямпилов

Персона
1479826860.png
Фамилия:Ямпилов
Имя и отчество / Имя:Баудоржи Базарович
Другие имена (национальное, русское):Бау
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1916-09-15
Дата смерти (год, месяц, день):1989-05-11

Очерк

Композитор, один из основателей бурятской национальной композиторской школы.

Ямпилов окончил Улан-Удэнское театрально-музыкальное училище (1936), в 1936-1937 являлся музыкальным редактором Бурятского радио, в 1941 году окончил Свердловскую консерваторию по классу композиции М. П. Фролова.

С 1940 года -член СК Бурятии.

В 1941-1943 годах воевал на Ленинградском фронте, получил ранение.

В 1943-1956 - директор и худ.руководитель Бурятской филармонии.

В 1956-1979 и в 1984-1989 годах председатель Правления СК Бурятии,

избирался секретарем Правления СК РСФСР, членом Правления СК СССР.

Творческая композиторская работа Ямпилова началась с Первой декады Бурят-монгольского искусства в Москве (1940), где он представил симфоническую сюиту и создал 6 номеров из 53 музыкальных номеров драмы "Баир" Г. Ц. Цыдынжапова - А. И. Шадаева. Несмотря на то, что основной массив музыки написан Берлинским, Ямпилов внес и свой первый вклад в бурятскую академическую композиторскую музыку.

Ямпилову принадлежат оперные произведения "Прозрение", "Цыремпил Ранжуров", "Грозные годы", "Сильнее смерти", оперы для детей "Будамшу",  "Проделки дяди Моргона", "Чудесный клад", балеты "Патетическая баллада", "Чингисхан". Шедевром стала совместная работа Л. К. Книппера - Б. Б. Ямпилова "Красавица Ангара", в течение многих сезонов не сходящая со сцены Бурятского оперного театра..

Ямпилов работал в жанрах сюиты и увертюры, писал множество обработок и сочинений для ОБНИ, им созданы песни,  романсы, хоровые композиции, пьесы для фортепиано.

«Большим событием в музыкальной жизни Бурятии стала оратория Бау Ямпилова “Гудящие сосны” , впервые исполненная в Улан-Удэ в концертах, посвященных Дню Победы (май 1965 года). Ямпилов вновь показал себя ищущим художником»; «оратория Бау Ямпилова «Гудящие сосны» часто звучит в республике и пользуется заслуженной популярностью. Романтическая, искренняя, глубоко волнующая музыка, словно пронизанная терпким и прекрасным ароматом сосновых лесов Забайкалья, делает ораторию украшением музыкального искусства Бурятии наших дней», - писал исследователь бурятской музыки О.И. Куницын [Бау Ямпилов. – с.56, 64]. Столь высокие отзывы не случайны. Оратория стала удачным пересечением внутрисистемных и иносистемных тенденций. Новаторские импульсы несомненны, поскольку композитор обратился здесь к непривычным ранее образным сферам, к освещению вопросов о смысле человеческой жизни, о ее быстротечности и конечности, и о ее неразрывной связи с природой.

Как известно, в творчестве представителей различных культур и временных диапазонов эта тема неоднократно раскрывалась через параллели с временами года: мы имеем в виду не только знаменитые произведения Эпохи Барокко и классицизма, но и вполне современные сочинения, причем, принадлежащие сибирякам. Так, например, с этой темой связана кантата «При свече» для хора a’cappella (1975) композитора Ю.П. Юкечева, созданная им на тексты И.А. Бунина , Р. Кэно , С.И. Кирсанова, корейской народной песни  и фрагменты Carmina burana. Вполне закономерно, что и в этой кантате дилемма быстротечности человеческой жизни и хрупкости красоты решалась в поиске гармонии человека с природой и в постижении ее законов. Но бурятский композитор Б.Б. Ямпилов, для мировоззрения которого неразрывная связь с природой и с «Малой Родиной» является символом жизненного начала, избрал иной ракурс.

«Гудящие сосны» в оратории Б.Б. Ямпилова стали и воплощением смены поколений как символом бесконечности жизни, и помощниками, поддержкой человека в различных позитивных начинаниях, и живыми, способными чувствовать, переживать и сопереживать существами . Здесь, как и в «Красавице Ангаре», к созданию которой был причастен Б.Б. Ямпилов, налицо глубинные взаимосвязи идей сочинения с системой национальной культуры. В качестве поэтического источника был избран текст бурятского поэта и писателя Н.Г. Дамдинова, творчество которого относится ко второй половине ХХ века. Выбор текстов был весьма удачен. Произведениям этого поэта свойственна детальная нюансировка в прорисовке образов природы, ее обожествление, наделение чертами антропоморфизма: например, в «Легенде об Ангаре» (1953), «Песне степей» (1955), в балладе «Гудящие сосны» (1956).

Сама баллада очень музыкальна по структуре стиха (написана на бурятском) и имеет форму, органично ложащуюся на музыку. Во-первых, в ней наличествует арочное обрамление: седьмой стих перекликается с первым, во-вторых, в ткань повествования вкраплены вербальные лейтмотивы, повторяющиеся иногда с небольшими вариациями в разных частях цикла, например, первый лейтмотив - это строки «Сосны поют. Гудящие сосны», второй лейтмотив - «До неба отсюда один лишь прыжок, Один только шаг - до моря». Отметим, что Б.Б. Ямпилов обратился не к бурятскому тексту Н.Г. Дамдинова, а к русскому переводу его баллады. Но в то же время, многие заложенные в тексте приемы формообразования были использованы композитором: сохранено семичастное строение; сохранен впечатляющий центральный образ-лейтмотив баллады, способствующий созданию атмосферы эпического неторопливого сказания, - «поющие сосны». Образ решен в музыке путем воссоздания атмосферы широкого пространства в сочетании с натуралистическим копированием природных интонаций. Тема, порученная солисту-басу, звучит на фоне оркестрового сопровождения: богатый обертонами органный пункт в сумме с басовой темой создают впечатление простора, дали Последующие проведения вносят новые нюансы в тему «поющих сосен», в частности, в финале она звучит гимнически. Обусловленные образным планом, изобразительные элементы приобрели большое значение в иллюстрировании многих сцен: например, бури (2 ч.).

В части задействован весь состав исполнителей, с помощью постоянной смены динамики, триольного «бега» группы струнных в сочетании с движением параллельными квартами медных духовых инструментов в низком регистре и квартсептаккордами хора в верхнем, иногда дополняемыми репликами солистов, композитор создает соответствующее эмоциональное состояние и зримый эффект как бы набегающих волн и порывов ветра. Образ одинокой сосны (3 ч. и 6 ч.) воплощен в «холодных переливах деревянных духовых» (О.И. Куницын), звучащих в медленном темпе и в приглушенной динамике: этот мотив напоминает узорчатое арабесковое плетение, постоянно прерываемое остановками. Отметим, что чувствуется преемственность приемов работы с оркестровой и хоровой фактурой с более ранними опусами композитора: он явно тяготеет к сольным высказываниям (бас солирует в 1-й, 2-й, 6-й и 7-й частях, сопрано – в 3-й и 4-й). В то же время, заметно и увеличение роли хора по сравнению с сочинениями предыдущего периода - хоровое изложение присутствует практически во всех частях, кроме 6-й, чередуясь с сольными и оркестровыми фрагментами: автор использует приемы хоровой речитации, хорового фугато, различные формы древнего бурятского пения, и всевозможные фонические эффекты, доступные для хоровой звучности. Сохраняющаяся в хоровом изложении опора на аккорды кварто-квинтовой структуры способствует удержанию национального колорита.

«Гудящие сосны» стали поистине выдающимся произведением в творчестве Б. Б. Ямпилова и в бурятском искусстве того времени, но и одновременно, толчком к дальнейшей работе композитора. Наряду с совместным спектаклем Л. К. Книппера - Б. Б. Ямпилова "Красавица Ангара", оратория составила лицо национальной бурятской композиторской школы.


1479826860.png
1513918000.jpg
1519266322.jpg
1519722850.jpg

Персоналия / Произведение

Творческое, научное, религиозное событие / Персоналия

Учреждение / Персоналия (руководитель ист.)

Труды о персоне

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Творческие и почетные звания

Персоналия / Награды

Место смерти

Персоналия / Музыкальное мероприятие

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Ученики

Учителя

Поделиться в социальной сети: