Персоналия: Дашипылов

Персона
1479917776.jpg
Фамилия:Дашипылов
Имя и отчество / Имя:Гур-Дарма Дашипылович
Пол:Муж
Дата рождения (год, месяц, день):1937-12-23
Дата смерти (год, месяц, день):1980-07-10

Очерк

Бурятский композитор.

Родился в Бурятии, в пос. Иволгинск.

Окончил теоретико-композиторское отделение Улан-Удэнского музыкального училища (1964),

учился в Московской консерватории (обучение пришлось прервать по болезни), окончил Свердловскую консерваторию (1970). Член СК с 1971 года, с 1970 года преподавал в Улан-Удэнском муз.училище.

Среди сочинений: балет "Вечное солнце" на либретто Н. Дамдинова, Поэма,  Увертюра "Ехор", танцевальная сюита для симф.оркестра, ряд сонат для камерных ансамблей, фортепианные миниатюры и циклы, опусы для хура, балалайки, песни.

Написанные в студенческие годы фортепианные, камерно-инструментальные, симфонические произведения — Фортепианные вариации, Пьеса для альта и фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, симфоническая увертюра-фантазия «Ехор», балет «Вечное солнце» (1 акт) и др. — вошли в учебный и концертный репертуар лучших исполнителей Бурятии.

Соната для скрипки и фортепиано была удостоена третьей премии на Всероссийском конкурсе (1967), опубликована в сб:.: Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. – Вып. 4. – М., 1979.

В последнее десятилетие (1970-1980) композитором созданы «Праздничная увертюра» для оркестра бурятских народных инструментов. Главный итог творческого пути — балет «Поэма гор», законченный в клавире.

Среди вокальных опусов исследователи выделяют ставшие классикой бурятской  музыки – «Ахамни» («Моя Ока», сл. Л. Тапхаева), «Байгал далай» («Байкал-море», сл. З. Гомбожабая), «Буряад оронойм соло» («Славлю Бурятию», сл. Д. Дамбаева), «Весна» (сл. Н. Гомбодо, русский текст Д. Хилтухина) и др.

Интересен стиль композитора. В частности, соната для скрипки и фортепиано (1967) Г. Д. Дашипылова имеет опосредованные связи с фольклором: из оригинальных тем в сочинении использованы только фрагменты подлинного буддийского напева в средней части опуса. Обращает на себя внимание достаточно широкое применение возможностей расширенной тональности, причем характерная интервалика, не допускающая непосредственных ходов на хроматизмы, в основном сохранялась, как и приемы кварто-квинтовой гармонизации. Сонорная техника здесь сочетается с характерными приемами звукокрасочности и, таким образом, композитор не просто внедрил в свой обиход актуальные технические новшества, но нашел точки соприкосновения с особенностями национального музыкального языка.



Персоналия / Произведение

Персоналия / МКС категория

Персоналия / Вид деятельности

Место смерти

Персоналия / Учреждение (Место работы)

Место рождения

Персоналия / Учреждение (место учебы)

Источник / Персоналия

Музыкальный инструмент / Персоналия (Исполнитель)

Поделиться в социальной сети: